II часть

Страница 1

II часть полонеза – трио. Написано в сложной трёхчастной форме с местным трио и варьированной репризой (её структурные единицы будут называться разделами).

Крайние разделы трио – тематически одинаковые, построены на новом материале, средний – на материале I части полонеза - ярко контрастирует с ними. Характер контраста между ними такой же, как I части произведения с Трио всей формы (см. с. ).

Основная тональность трио - F-dur. Первый раздел оканчивается совершенной каденцией на доминанте, которая разрешается в тонику в начале следующего раздела.

Второй раздел (местное трио) написан в той же тональности F-dur, заканчивается на доминанте, которая так же разрешается в тонику в начале следующего раздела.

Третий раздел (реприза) начинается в основной тональности - F-dur и далее происходит модуляция к H-dur (в предыкте).

Первый раздел трио представляет собой простую двухчастную форму, второй раздел имеет форму периода, третий раздел напоминает простую двухчастную форму.

Первый раздел – тематически однороден, с выраженным экспозиционным строением. Посредством повторения в конце второй части материала из первой, достигается тематическое единство раздела, образуется репризная двухчастная форма.

Первая часть написана в форме периода. В ней есть расширение, поэтому период неквадратный.

Период однотональный (начинается и заканчивается в F-dur). Состоит из двух предложений. Второе предложение повторяет первое, но с изменениями: во втором предложении тема преобразована приёмом мелодической орнаментации. В сходстве предложений выражается мелодико-тематическое единство периода.

Первое предложение заканчивается половинной каденцией. Второе предложение – в основной тональности F-dur; имеет расширение путём варьированного повторения одного элемента и отклонения в родственные тональности, что придаёт большее напряжение в каденции. В конце предложения происходит основательное закрепление в тональности F-dur, заканчивается совершенной каденцией.

Вторая часть трио также написана в форме периода. Состоит из двух предложений. Первое предложение выполняет функцию середины, вносит некоторый контраст к первому периоду, который получается от разработки материала, взятого посредством вычленения из первой части (первого периода) и представленного в новом освещении. В течении всей середины выдерживается неустойчивая гармония – доминанта основной тональности (С-dur). Оканчивается середина половинной каденцией (на доминанте основной тональности), в связи с этим её конец имеет значение предыкта. Середина состоит из 8 тактов, равна первому предложению первого периода. Состоит из более дробных структур, чем первый период из двух построений, которые имеют одинаковые начала.

Второе предложение второй части – реприза. Содержит измененное повторение части первого периода. В данном случае больше похоже на то, что повторяется часть второго предложения первого периода.

Реприза начинается в F-dur и заканчивается совершенной каденцией, которая завершается в следующем такте (начале второго раздела). Отсюда вытекает необходимость переработки материала из первого периода.

Проводится предложение с расширением, что обусловлено стремлением создать кульминацию. Расширение образовывается приемами:

варьированного повторения одного из элементов; секвенционным проведением некоторых элементов; растяжением каденционных гармоний;

несовершенной каденцией (D7 – I в мелодическом положении терции), за которой следует похожий материал с совершенной каденцией.

В конце предложения происходит наложение: его заключительный такт совпадает с начальным тактом второго раздела.

Реприза – 16 тактов.

В первом разделе трио возникает масштабно-тематическая структура

дробление с замыканием:

предложение – предложение построение+построение - предложение 8 8 4 + 4 8

Первый раздел трио выполняет функцию первой части формы – изложение темы. Структура, тональный план, тематизм соответствуют его функции.

Второй раздел – местное трио. Написано в форме периода с расширением.

Тематизм этого раздела основан на теме из I части полонеза – проведении её в изменённом варианте: если в I части тема была в партии скрипки, то здесь – у фортепиано, и скрипка играет роль гармонического наполнения. Раздел имеет экспозиционный тип изложения.

Основная тональность - F-dur. Раздел заканчивается на доминанте (С-dur), происходит наложение – разрешение доминанты в тонику – в начале третьего раздела. Период однотональный, но разомкнутый.

Состоит из двух предложений, которые имеют мелодико-тематическое единство, выраженное в сходстве предложений (кроме их окончаний).

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru