Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано

Материалы » Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано

Страница 4

С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи.5

Например, "На заре ты её не буди" муз.А. Варламова, сл.А. Фета (исп. уч-ся 2 кл. Атаева Юля и Медведев Артур). Артур знакомится с вальсовым аккомпанементом. У Юли – основная мелодия. Размер 3/8. Необходимо обратить внимание Юли на плавный переход мелодии из одной руки в другую. Дослушивать окончание фраз (четверть с точкой) и следующее короткое

дыхание на восьмую паузу. В аккомпанементе у Артура обратить внимание на строение аккордов. Произведение в ля миноре. Мы уже знаем T - S – D. Сначала ля минор, потом ре минор, ми мажор, ля минор. Всё строится вокруг этого. Выбрали формулу общего движения (восьмая) и начали.

"Песенка крокодила Гены" В. Шаинского, сл.А. Тимофеевского. У Юли аккомпанемент, у Артура – мелодия. Формула общего движения – четверть. В мелодии опора на раз (помогает это услышать стихотворный текст), восьмая нота на "и" - на снятии, мягко. Определились с дыханием, выяснили динамический план, обратили внимание на замедление и вольты.

"Танец утят" муз. Т. Вернера, сл. Ю. Энтина. Здесь долгие паузы в аккомпанементе. Полезно предложить ученику пропевать другую партию, чтобы ученик точно ощущал движение мелодии. Здесь также закрепляется понятие репризы для повторения, вольты. в аккомпанементе во второй части вводится педаль (у Артура). У Юли – длинные звуки, половинки с точкой (слушаем в аккомпанементе у Артура 3 шага). Юля с Артуром неплохо чувствуют друг друга, им очень нравится играть в ансамбле друг с другом, они чувствуют ответственность за своё исполнение. Артур лучше стал учиться, а Юля стала более внимательной.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru