Артемий Лукьянович Ведель, творческий путь

Материалы » Церковное пение » Артемий Лукьянович Ведель, творческий путь

Ведель считается украинским композитором; по своей духовно-музыкальной культуре он сочетал итальянскую музыкальную хоровую культуру с типичными чертами украинской народной музыкальности. Возможно, он родился в 1767 году, а скончался в 1808 или даже в 1811 году.

Артемий Ведель родился в Киеве на Подоле в апреле 1767 года в семье Лукьяна Власовича и Елены Григорьевны Ведельских. Отец, известный резчик по дереву, имел свою мастерскую и делал иконостасы. Единственный сын супругов был “красивый юноша с глазами, которые излучали свет, имел нежный голос, спокойный характер и чрезвычайно тактичный”.

Будущий композитор учился в Киево-Могилянской академии в классе философии. В годы учебы начал писать музыку, дирижировал академическим хором и оркестром, виртуозно играл на скрипке.Однажды его игру услышал московский генерал-губернатор Петр Еропкин и загорелся желанием иметь при себе талантливого музыканта. Вопреки желанию Артемия его отправили в Москву управлять генеральской капеллой.

В то время было много различных оркестров и хоров. Но коллектив Веделя стал одним из лучших и по художественному уровню уступал лишь Придворной императорской капелле. За пять лет пребывания в Москве киевлянин обрел известность и как композитор. Но его угнетала тоска по Украине. Когда Еропкин умер, Артемий, сославшись на нездоровье, уехал домой.

В те времена в Киеве славились в основном церковные хоры, а из светских — хор генерала Леванидова, созданный при штабе пехотного корпуса. Генерал попросил Веделя руководить им, произвел в поручики. Он оказывал композитору содействие и в творчестве, и в военной карьере. Артемий быстро продвигался по службе: канцелярист, младший адъютант, старший адъютант-капитан. Успешным в это время было и музыкальное творчество: он написал шесть концертов и другие произведения. А хор “достиг мистических вершин”.

Украинские помещики заказывали композиторам пьесы для домашних капелл и хорошо платили. Однажды Ведель получил 300 рублей за два произведения. А Григорий Сковорода, будучи регентом придворного хора в Петербурге, получал 20 рублей в год, что считалось немало. Известен и такой факт. После исполнения концерта “Доколе, Господи” потрясенный князь Дашков снял с себя расшитый золотом шарф, положил в него 50 рублей и преподнес автору. Но Ведель за богатством не гнался и все раздавал бедным.

церковное пение композитор духовный

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru