Контрастная полифония в произведениях Ф. Шопена

Материалы » Полифония в творчестве Ф. Шопена » Контрастная полифония в произведениях Ф. Шопена

Страница 2

После ряда секвентных построений, где в последовании сменяются интонации вступительной, главной и побочной тем, наступает объединяющее построение. Широта его мелодической линии происходит от спускающихся ходов побочной темы, но выразительность здесь совсем иная: побочная тема была мажорной и ликующей, мелодия же в разработке минорна и драматична. Этот характер усилен ее полифоническим соединением с мотивами главной темы в басах, да и само встречное мелодическое движение голосов, обостренное гармонией (задержания), играет драматизирующую роль. Басы, подымаясь, используют мелодический минор; верхний голос, опускаясь, основывается на натуральном миноре, усугубленном фригийским оттенком:

Полярно контрастные главная и побочная темы должны были столкнуться — Шопен это сделал с помощью контрапунктирования элементов.

При повторении того же соединения (т. 25 и следующие от начала разработки), выразительность которого, как всегда у Шопена, усилена варьированием мелодико-гармонических сочетаний, драматизм нарастает и ведет к новому контрапунктированию темы вступления и мотивов главной темы. Оно, конечно, составляет одно целое с гармонией и мелодически меняется в общем комплексе художественно-выразительных средств. Именно это и характерно для стилистики Шопена, избегающего заранее подготовленных тематических сплетений: они складываются, подчиняясь развитию музыкальных образов во всей их непосредственности. Но сила интонационного сочетания столь велика, что протяженность его равна всей главной партии, которая уже больше и не появляется в репризе.

Полифония, объединившая тему вступления с главной, выполняет таким образом, кульминационную роль, одновременно подготовляя репризу побочной темы. Такая процессуальная трактовка и характерна для Шопена.

Страницы: 1 2 

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru