Полифоническая драматургия Баллады № 5 f moll Ф. Шопена

Материалы » Полифония в творчестве Ф. Шопена » Полифоническая драматургия Баллады № 5 f moll Ф. Шопена

Страница 2

Заключительная партия возвращается к многоголосию из интонационно разнообразных голосов. Верхнему отдается предпочтение, и интонации главной темы находят уже не скрытую, но явную мелодическую форму; в басу — обороты серединной части главной партии рис. 2.

Для главной темы в общей репризе Шопен выбрал форму имитационно-полифонического изложения. Она, безусловно, новая, но зародыш ее появился в серединной части главной темы.

Имитационная форма (от т. 135) явилась тут для Шопена средством сосредоточения слушательского внимания на тех хрупких попевках главной темы, которые должны усилить скорби лирические ее стороны. Необыкновенно выразительная тема имитаций, извлеченная из главной партии, впитала интонационный комплекс, с давних пор сложившийся в полифоническом тематизме (тонико-доминантоная опора с прилежащими секундами VII и VI ступеней). Вспоминаются интонации баховской сарабанды, не говоря уже о многих темах старых фуг, если эти попевки развернуть в пределах одной октавы.

Но у Шопена это — переработка эпической балладной темы, вскрывающая ее лирическую подоснову.

Шопен строит имитации сначала двухголосно в d moll1, потом трехголосно и f moll, наконец трехголосно же в as moll. Складывается очень строгая, планомерная форма усиления лирической направленности темы, оттеняющей последующий драматический поворот нового проведения темы (от т. 152).

Не являясь драматургической кульминацией, имитационная реприза принимает на себя функцию полифонической кульминации в балладе. Она логически вытекает из полифонической направленности, подчиняясь характерной закономерности развития главной темы баллады.

Особенно существенным нам представляется, что третий этап наступает в репризе. Таким образом, создается сквозная полифоничность: расчленяющее действие репризы преодолевается, и поток развития движется дальше. Полифония выполняет скрепляющую роль в форме целого.

Если первое предложение главной темы в репризе можно уподобить полифонической вариации, то второе предложение — типичная для Шопена мелодико-ритмическая вариация. Бурные пассажи наполнены тематическими интонациями. Хочется подчеркнуть особо важное значение полутонового (сверху и снизу) опевания V ступени: с этой интонации, собственно, началась главная тема в экспозиции, но потом она почти не возвращалась, теперь же, в связи с возросшей драматичностью, все более и более выступает на видное место, вплоть до коды.

Эти интонации, как видно из примера, скрываются иногда в средних голосах фигурации, что выше уже отмечалось как характерное свойство шопеновского развитого голосоведения.

Драматический характер баллады с переходом к побочной теме в репризе не ослабевает. Сопоставляя репризное проведение с экспозиционным, видим, что гомофония заменена теперь новой фактурой. В нижнем голосе, на первый взгляд, лишь фигурация, но она очень сильно отличается от верхних голосов как особый пласт фактуры, в результате чего складывается, в сущности, контрастная полифония. Вторая, репризная стадия побочной темы напоминает репризную же стадию главной партии. Возвращается контрастная фактура экспозиции главной темы, и круг полифонического развития замыкается:

Контрастная имитационная контрастная

Полифония полифония полифония

(гл. т. от т. 58) (гл. т. от т. 135) (поб. т. от т. 169)

Таким образом, обе темы баллады вовлечены в полифоническое развитие целого, обе послужили единству произведения и форма получилась логически строгой и уравновешенной. [2.с.107].

Баллада f moll — далеко не единственный, хотя и весьма показательный образец использования полифонии в качестве драматургического средства у Шопена. В ней отразилась общая направленность в развитии музыкального языка Шопена, с годами находившего все новые и новые выразительные приемы в передаче волновавших его чувств и мыслей. Облекаемые в форму художественных образов, они соединяют в себе как мягкий лиризм и героику, так и эпическое начало.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru