"Колыбельная слона"

Материалы » К. Дебюсси "Детский уголок" » "Колыбельная слона"

Страница 1

"Колыбельная слона" (оригинальное название - "Jimbo's Lulfaby" - "Колыбельная Джимбо" - так звали игрушечного слоненка маленькой Шушу) рождает в нашем представлении образ неуклюжего, несколько тяжеловесного существа, вызывающего, однако, самые нежные и ласковые чувства. Пьеса богата тонкими оттенками настроений, пластична по форме. Развитие материала строится по принципу непрерывного варьирования и ассоциативных связей. Каждая новая тема вступает настолько незаметно и в такой степени подготовлена предшествующим, что слушатель не сразу отдает себе отчет в ее появлении. Отдельные эпизоды объединяются либо общностью движения, либо непрерывным развитием одной и той же фигуры сопровождения. Ощущению спаянности в немалой степени способствуют выдержанные долгие звуки в разных голосах или повторяющиеся басы, играющие большую формообразующую роль [8, с.51].

Пьеса написана в трехчастной форме с сильно динамизированной репризой. Первая часть - такты 1-38 (такты 29-38 образуют переход к средней части), вторая часть - такты 39 ("Un peu plus mouvemente" - "немного подвижнее") - 62, третья часть - такты 63 (Tempo I) - 81.

Первая тема изложена в басовом регистре, она пентатонична 16. Повторяющиеся звуки end (конец такта 2 - начало такта 3) создают ощущение спотыкания, которое усиливается добавлением в тактах 4 и 5 секундового сопровождения. За исключением этих двух секунд, тема излагается сольно (примыкая в этом отношении к довольно широкому ряду тем Дебюсси, например, в прелюдиях "Девушка с волосами цвета льна", "Вереск"). По своему характеру она и не рассчитана на обычный аккомпанемент гармонического типа, и в тактах 21-28 при изложении в среднем регистре ее опять сопровождают секунды.

Секунда является основным "строительным материалом" всей пьесы. Уже в первой теме можно выделить (в тактах 1-4) две большие секунды: f-g и с-d, прилегающие с двух сторон к терцовому интервалу d-f. В тактах 9-18 знакомая уже нам секунда f-g постоянно сопровождает тему (ритм все время причудливо варьируется). В тактах 11 - 14 появляется новая попевка, типичная для колыбельной. Она строится на двух звуках, отстоящих один от другого на большую секунду (des и es), вдобавок верхний из этих звуков отстоит от нижнего звука сопровождения тоже на большую секунду (в целом образуется целотоновое созвучие: des-es-f-g). В такте 19 начинается новый раздел, в котором первая тема проходит на фоне колышущихся секунд (f-g чередуется с секундой с-d) и органного пункта Ъ-f. В такте 29 в низком регистре возникает новая тема, непосредственно продолжающая предшествующее движение, а в мотивном отношении вырастающая из попевки колыбельной в тактах 13-14 (с уменьшением в четыре раза). Интересное развитие претерпевает интервалика темы: если в тактах 13-14 это были большие секунды, образующие вместе с сопровождением целотоновое звучание (вариант - средняя часть, такты 39-40, 43-44 и далее), то здесь изложение диатоническое, в дальнейшем (такт 47 и далее) оно преобразуется в хроматическое. В репризе одновременно проходят первая тема и диатонический вариант темы, образованной из "колыбельной" попевки. Звучат уже знакомые нам секунды сопровождения: с-d, f-g (такты 67-68, 74-80) и секунда es-des как мелодический интервал (такты 78-79) [2, с.183].

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru