"Маленький пастух"

Пьеса воспроизводит наигрыш пастушка. И здесь за внешней простотой скрывается необычайная изощренность, в особенности это относится к ритму и гармонии.

В основу пьесы положены два наигрыша - один созерцательно-печальный, другой - танцевальный. Содержание пьесы гораздо шире и богаче ее заголовка - оно воскрешает образы античной пасторальности, столь привлекавшие Дебюсси и нашедшие отражение в произведениях самых различных периодов его творчества. Оба наигрыша ассоциируются со звучанием флейты, инструмента, нераздельно связанного в нашем представлении с подобными образами. Первый наигрыш (116) почти буквально совпадает с флейтовой же темой из оркестровой "Прелюдии к послеполуденному отдыху Фавна" (1894); дальнейшим его развитием является мелодия пьесы для флейты соло "Сиринкс" (1913).

Интересно отметить, что и темп во всех трех случаях одинаков: Tres modere (Весьма умеренно). Обозначения характера тоже почти совпадают: в "Маленьком пастухе" - "tres doux et delicatement expressif" ("очень нежно и с тонкой выразительностью"), в "Прелюдии" - "doux et expressif" ("нежно и выразительно"). Мелодии такого типа не требуют сопровождения. Первый наигрыш "Маленького пастушка" излагается одноголосно и в процессе развития претерпевает значительные вариационные изменения.

Второй наигрыш также принадлежит к числу тем, рожденных фантазией композитора уже раньше, - вариант его появляется в фортепианной пьесе "Остров радости" (1904).

Несмотря на различие характера, оба наигрыша имеют общие черты. Их отличает причудливый, капризный ритмический рисунок; ощущение свободы, непринужденности создается включением триолей. Обе мелодии родственны также необычностью своего ладового строения - в них выделяется специфическое звучание тритона (в первом - увеличенная кварта d-gis, во втором - уменьшенная квинта h - f.

Как и другие пьесы "Детского уголка", "Маленький пастух" отличается своеобразием гармонической структуры, мягкостью, плавностью движения голосов. Нормативные кадансы (D-Т) встречаются только в трех местах (такты 9-11, 16-18, 29-31). Следует обратить внимание на остроумный переход к заключительному проведению первого наигрыша. В тактах 24 - 25 повторяется оборот Т-S мажорная в тональности ais-moll. На второй четверти такта 26 от этого субдоминантового аккорда остается один звук dis; в следующем такте он переходит в мелодический звук cis, терцию тонического аккорда ais-moll, - на основе этого звука совершается переход в однотерцовую тональность A-dur, являющуюся основной тональностью пьесы. Задача исполнителя и педагога - осознать такие гармонические тонкости, уметь вслушаться в них.

В отношении характера исполнения эту пьесу можно уподобить нежной акварели или тонкому рисунку. Необходимо добиваться дифференциации каждого голоса, филировки звука без всякого нажима, что зависит в первую очередь от большой пальцевой точности. В построениях, развивающих второй наигрыш, нужно очень внимательно следить за авторскими указаниями фразировки: такты 5-6 охватывает одна лига, в такте 7 - две лиги по полутактам, в такте 21-по четвертям, в такте 27 - две лиги по четвертям и одна лига - на две четверти. Такая причудливость фразировки - важнейший исполнительский компонент пьесы и должна обязательно быть прочувствована пианистом [2, с. 196].

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru