Музыкальная культура и воспитание музыкального вкуса подростков

Материалы » Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков » Музыкальная культура и воспитание музыкального вкуса подростков

Страница 1

В качестве важнейшего фактора формирования музыкальной культуры подростков рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой массовых жанров следует понимать эстрадную музыку, танцевальные разновидности поп-музыки, традиционную рок-музыку, авторскую песню.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. Это музыка с запоминающейся мелодией, танцевальным ритмом, элементарным гармоническим языком, незамысловатым содержанием. Большая часть современной музыки сугубо развлекательного направления. Она выполняет не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, и пользуются в подростковой среде широкой популярностью. А в то же время классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков.

Так как же все-таки поступать с поп- и рок-музыкой, модными новинками, привлекающими особое внимание подростков? Об этом практически нигде не говорится. В методической литературе, в высказываниях ученых-методистов и педагогов-музыкантов довольно часто встречается мысль, что слушание модной музыки опасно уже хотя бы потому, что она не способствует воспитанию высоких музыкальных чувств и вкусов, формированию глубоких эстетических переживаний. Ученик испытывает лишь самое примитивное удовольствие на уровне физиологических ощущений. Из этого следует вывод - дурные вкусы подростков так или иначе необходимо устранять.

Музыка имеет огромное влияние на человека, независимо от возраста, статуса и национальности. Она влияет одновременно на эмоциональность, интеллект, духовность, деятельность. С детства человек проходит так называемую "эволюцию" слушания музыки. Дети-новорожденные слушают первые колыбельные песни, дошкольники - детские песни из мультипликационных фильмов, взрослые, как правило, любят музыку своей молодости. Особое значение современная эстрадная музыка приобретает в подростковый период, так как именно этот период жизни человека лучший для формирования музыкального вкуса. В наше время музыку можно слышать везде: по радио и по телевидению, в городском транспорте и в магазине, однако не классическую, а именно современную. Поэтому подростки слышат ее невольно, а значит, она формирует их вкусы даже на уровне подсознания. Они напевают современные песни, которые им нравятся, с удовольствием дети поют и инсценируют их на праздничных вечерах, выполняют танцы под современную музыку. В школе этот процесс контролируют учителя. Но, как мы можно заметить, чем старше ребенок, тем меньше можно контролировать процесс слушания музыки.

Переход от детства к взрослости является трудным и сложным. Это время, когда формируются нормы и средства общения, общечеловеческие ценности добра, справедливости, красоты, ума, и это примеряется к взаимоотношениям со сверстниками, взрослыми и к самому себе. Подросток пытается познать себя. Музыка помогает ему в этот период развития: она сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя много различных функций, она позволяет пережить и выразить свои эмоции, которые нельзя передать словами, что очень необходимо в этом возрасте. С помощью музыки подросток абстрагируется от социума, погружаясь в свой мир. Музыка дает возможность побыть наедине с собой, в покое и гармонии, полностью в своих раздумьях, о чем свидетельствуют многочисленные подростки в наушниках в нашем городе.

Часто можно заметить, что подростки слушают современную музыку. Это можно рассмотреть в нескольких аспектах. Во-первых, существует острая проблема, которая проявляется в направленности подростка "быть таким, как все", во-вторых, это проблема музыкальной моды, и, в-третьих, это может указывать на то, что музыку навязывают. Поэтому музыка для подростков выполняет несколько функций: она может быть как социальный протест - средство заявить о себе, а может быть средством формирования социально-эстетических идеалов нового поколения.

Существует музыка разная: есть качественная, а есть такая, которую невозможно допускать в эфиры радиостанций и телевидения без угрозы общественной деформации; есть музыка, которая может поднять настроение, стимулировать к любой позитивной социальной деятельности, однако есть и агрессивная. Существуют случаи, когда после выступления рок-музыкантов (в частности тяжелый рок) именно подростки совершали разрушительные действия по отношению к обществу. Именно поэтому со стороны общества должен осуществляться контроль над музыкальным продуктом, который предлагается слушателю, поскольку от этого зависит не только эстетическое определение, но и социальные ценности молодежи.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru