Септаккорд

Страница 1

Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, называется септаккордом. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, откуда и происходит название аккорда.

В тональности септаккорд может быть построен на любой ступени гаммы. Как и при построении трезвучий, при этом нужно использовать те звуки, которые входят в состав данной тональности. Поскольку интервалы между ступенями в гамме неравны, то септаккорды, построенные на различных ступенях, могут оказаться различными по строению - точно так же, как это происходит и при построении простых трезвучий. Названия и свойства разных септаккордов мы рассмотрим в свое время, а сегодня познакомимся лишь с одним из них, используемым чаще всего.

Этот септаккорд строится на V ступени лада, и назван по ее имени - "доминантсептаккорд". Попробуйте построить его сами: взяв любую тональность, найдите V ступень, и расположите четыре звука, начиная от нее и вверх, соблюдая интервалы терции, и используя ТОЛЬКО звуки выбранной тональности. Например, в до-мажоре:

http://www.7not.ru/theory/images/books/492/09_01.gif

или в си-бемоль-мажоре:

http://www.7not.ru/theory/images/books/492/09_02.gif

(не забывайте обращать внимание на знаки при ключе).

Если все делать безошибочно, то Вы получите в любой тональности, какую бы ни выбрали, септаккорд одной и той же структуры. А именно: нижние три звука аккорда образуют собой обычное мажорное трезвучие, а верхний звук добавляет к трезвучию малую терцию. Между крайними звуками аккорда образуется интервал малой септимы.

Септаккорд вот такой структуры - мажорное трезвучие и малая септима по краям - носит название "малого мажорного". Запомнить несложно! Так он будет называться, от какой бы ноты Вы его ни построили.

Когда же Вы используете это созвучие в условиях определенной тональности, на ее V ступени, то аккорд получает еще одно устоявшееся название - "доминантсептаккорд". Таким образом, Вы можете запомнить на всю жизнь : доминантсептаккорд - это септаккорд V ступени, и по строению он - "малый мажорный".

Этот аккорд Вы можете почти в любой ситуации использовать вместо трезвучия V ступени. В тональности он выполняет ту же функцию - доминантовую, неустойчивую, требующую разрешения в тонику. Но септаккорд имеет значительно более сильно выраженное тяготение, чем трезвучие, а следовательно, он более силен, красочен в качестве доминанты. Объясняется это несложно : по сравнению с трезвучием, в септаккорде появляется еще одна неустойчивая нота, вместе со своим тяготением. Кроме того, эта новая нота вносит в звучание самого аккорда довольно мощный диссонанс (как известно, интервалы септимы, и тритона, которые отсутствуют в трезвучии, но появляются в септаккорде, являются диссонансами) - поэтому аккорд приобретает немалую напряженность, и еще сильнее требует разрешения.

При разрешении доминантсептаккорда, следует поступать так же, как и обычно: вести каждый голос, каждую ноту аккорда сообразно ее собственному тяготению.

Рассмотрим подробнее, на первом примере, в тональности до-мажор. Аккорд состоит из четырех нот: "соль", "си", "ре" и "фа". Нота "соль" устойчива и сама по себе, поскольку она входит в состав тонического трезвучия. Поэтому при разрешении эта нота остается неподвижна. Нота "си" - это вводный тон, который тяготеет к тонике очень сильно. (обратите внимание, что тяготение неустойчивых звуков зависит от расстояния до ближайшего устоя. Чем ближе к устою - тем сильнее тяготение - в точности, как ведет себя магнитное поле). Таким образом, нота "си" должна переместиться вверх, к "до". Нота "ре" также тяготеет к этой же тонике, но сверху вниз. Сила тяготения, возможно, и меньше, чем у "си", но здесь срабатывает еще один эффект, похожий на гравитацию. А именно, передвинуться вниз музыкальному звуку "легче", чем вверх, ему как бы помогает сила тяжести. Условно, конечно - но что в этом мире не условно! Благодаря "гравитации" нота "ре" тяготеет к тонике практически так же сильно, как снизу - нота "си". Наконец, нота "фа" - неустойчива, но до тоники ей все же далеко. Намного ближе другой устойчивый звук - "ми". Очень близко! И снизу! Поэтому, несмотря на то, что "ми" все же не тоника, не настолько фундаментальна как тоника, тяготение к ней мы имеем очень мощное. Вот и получается такая картина:

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru