Музыкальные инструменты Китая

Страница 1

музыкальный народный балалайка

История китайских народных музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий. Археологически раскопки свидетельствуют, что более 2000 лет назад, а возможно и раньше, в Китае уже были в ходу различные музыкальные инструменты. Например, в результате раскопок в деревне Хэмуду провинции Чжэцзян были извлечены костяные свистульки времен неолита, а в селе Баньпо города Сиань обнаружен «сюнь» (духовой инструмент из обожженной глины), относящийся к культуре Яншао. В Иньских развалинах, расположенных в Аньяне провинции Хэнань, найдены «шицин» (каменный гонг) и барабан, обтянутый кожей питона. Из могилы императорского сановника Цзэна (захоронен в 433 г. до н.э.), открытой в уезде Суйсян провинции Хубэй, извлечены «сяо» (продольная флейта), «шэн» (губной органчик), «сэ» (25-струнная горизонтальная арфа), колокола, «бяньцин» (каменный гонг), различные барабаны и другие инструменты.

Древние музыкальные инструменты имели, как правило, двойное применение – практическое и художественное. Музыкальные инструменты использовались в качестве орудий труда или бытовых принадлежностей и одновременно для исполнения музыки. Например, «шицин» (каменный гонг), возможно, произошел от какого-то орудия труда, имевшего форму диска. Кроме того, некоторые древние инструменты использовались в качестве средства для передачи определенной информации. Например, удары в барабаны служили сигналом к отправлению в поход, удары в гонг – к отступлению, ночные барабаны – для отбивания ночных страж и т.д. У ряда национальных меньшинств до сих пор сохранилась традиция выражать любовь путем исполнения мелодий на духовых и струнных инструментах.

Развитие музыкальных инструментов тесно связано с развитием общественных производительных сил. Переход от изготовления каменных гонгов к металлическим гонгам и изготовление металлических колоколов стали возможны только после освоения человеком технологии выплавки металла. Благодаря изобретению и развитию шелководства и шелкопрядения стало возможным изготовление струнных инструментов, таких как «цинь» (китайская цитра) и «чжэн» (древний щипковый музыкальный инструмент с 13–16 струнами).

Китайский народ всегда отличался способностью заимствовать полезное у других народов. Со времен династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) в Китай было завезено множество музыкальных инструментов из других стран. В эпоху династии Хань из западных краев были завезены флейта и «шукунхоу» (вертикальная цитра), а в эпоху династии Мин (1368–1644 гг.) – цимбалы и «сона» (китайский кларнет). Эти инструменты, которые в руках мастеров становились все совершенней, постепенно стали играть важную роль в оркестре китайской народной музыки. Стоит отметить, что в истории развития китайских народных музыкальных инструментов струнные инструменты появились значительно позднее ударных, духовых и щипковых инструментов.

Согласно историческим запискам, струнный инструмент, звуки из которого извлекались с помощью бамбукового плектра, появился лишь в эпоху династии Тан (618–907 гг.), а струнный смычковый инструмент, смычок которого был сделан из конского хвоста, возник в эпоху династии Сун (960–1279 гг.). Начиная со времен династии Юань (1206–1368 гг.), на этой основе изобретались другие струнные инструменты.

После основания нового Китая в середине прошлого столетия, музыкальные деятели произвели масштабную работу и реформу по устранению ряда недостатков народных инструментов, проявлявшихся в нечистоте звука, разрозненности строя, дисбалансе звука, трудной модуляции, неодинаковых стандартах высоты звука для различных инструментов, отсутствии инструментов среднего и низкого регистра. Музыкальные деятели добились значительных успехов в этом направлении.

Далее хотелось бы подробнее рассказать о таких китайских инструментах, как гуань и баньху.

Гуань

Гуань – китайский духовой язычковый инструмент (кит. 管), род Гобой. Цилиндрический ствол с 8 или 9 игровыми отверстиями изготавливается из дерева, реже из тростника или бамбука. Двойная камышовая трость, в узкой части перевязанная проволокой, вставляется в канал гуань. На оба конца инструмента, а иногда и между игровыми отверстиями надеваются оловянные или медные кольца. Общая длина гуани колеблется от 200 до 450 мм; самые крупные имеют латунный раструб. Звукоряд современной гуани хроматический, диапазон es1-а3 (большой гуань) или as1 – с4 (малый гуань). Используется в ансамблях, оркестрах и соло.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru