Анализ музыкального произведения композитора Третья симфония («Литургическая»)

Материалы » Музыкальное мышление Артура Онеггера » Анализ музыкального произведения композитора Третья симфония («Литургическая»)

Страница 2

частьнебольшим вступлением

к главной партии. Волны вихревого рокота низких струнных в каждом новом взлёте охватывают всё больший диапазон оркестра и в кульминации переходят в «нервные» прерывистые возгласы деревянных духовых в высоком напряжённом регистре. Их жёстко диссонантное, синкопированное остинато создаёт атмосферу бедствия, тревоги. На фоне этих грозных разрушительных сил вступает яркая плакатная тема главной партии

, состоящая из двух элементов: широкие ораторские диссонантные скачки, пунктирный синкопированный ритм, волевой унисон струнных первого элемента концентрирует в себе волю и мощь агрессивного начала. Второй элемент темы – символ роковой неизбежности (так называемый мотив «Diesirae») – звучит в мрачном унисоне духовых. Атмосфера нервозности и исступления в главной партии усугубляется сопровождающими её резко диссонирующими созвучиями и политональными наложениями пластов многослойной фактуры.

Три ступени-фазы главной партии, динамически возрастая, достигают вершины в момент начала связующей

, элементы которой компактны и однородны по фактуре: первый её элемент – гротескный марш-танец – образуется противоположным движением аккордовых пластов, второй –

Зловещими унисонными ходами низких медных и деревянных. Их сменяют пронзительные сигналы фанфар крайне тревожного характера в третьем элементе связующей, истоки которого коренятся в главной теме. Первый и третий элементы связующей партии – интонационные предвестники «марша роботов» в финале. Последний, четвёртый раздел связующей – её кульминационная зона – переполнен тематизмом изобразительного характера. Бурлящее движение низвергающихся пассажей духовых, токкатно-«агрессивная» ритмическая пульсация струнных, как бы воссоздают здесь зримые картины разрушения, навеянные воспоминаниями о войне.

В кульминационной точке этого неистового движения возникает новый образ – побочная партия

. Её гибкая, интонационно прихотливая мелодия непрестанно передаётся от одних инструментов другим, «расцвечена» и разделена их тембрами на короткие взволнованные фразы. Она возникла из образно переосмысленных интонаций главной темы.

При этом напряжённый пульс процесса движения звукового потока не прерывается на мгновенье, поскольку дышащие энергией фоновые пласты побочной наполнены стремительными пассажами вступления и элементами главной партии. В своём развитии побочная тема достигает кульминации в момент начала заключительной, построенной на первом элементе связующей, который превращён здесь в грозный саркастический марш, сметающий лирические порывы побочной.

Резкий спад напряжения, возвращение фрагментов вступления и главной знаменуют начало нового раздела. Так открывается следующий этап натиска злых сил – разработка-реприза

. Форма сонатного

allegro

I части, как обычно, трактуется Онеггером как двухфазная: первый – экспозиция, второй – разработка-реприза. Репризный раздел начинается в кульминационной зоне разработки и продолжает процесс интенсивной трансформации элементов главной, связующей, побочной партий. Как результат этого процесса в начале репризы в трёх контрапунктирующих слоях совмещены фрагменты главной партии, ранее звучавшие последовательно: первый элемент главной становится экспрессивной лирической линией; «Diesirae» вырастает в развёрнутую мелодию, символизирующую здесь страдание и отчаяние личности. Выделенный из главной темы фанфарный фрагмент развивается в самостоятельный, резко контрастирующий зловещий фон. Развитие лирической экспрессии прерывается вторжением зоны связующей, значительно здесь сокращённой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru