Теоретическое наследие Боттезини

Страница 2

Закончив изучение позиций первой и второй ступени, Боттезини даёт несколько упражнений на переходы в вышележащие позиции, где используется третий палец в хроматических последовательностях, начиная с позиции третей ступени. Переход в следующую позицию в восходящем движении осуществляется только на первый палец. Чёрточка под ним фиксирует внимание играющего при переходе (прим. 43).

После краткого ознакомления с применением ломаных интервалов от терций до октав начинается детальное изучение всех тональностей и мажорных гамм с различными вариантами аппликатуры (прим. 44).

Этюды к каждой гамме включают простые метроритмические и штриховые комбинации с постепенным усложнением. В каждой тональности изучаются интервалы и трезвучия тоники с вариантами штрихов и аппликатуры (прим. 45). За изучением мажорных тональностей следуют параллельные минорные. Гаммы даны по возрастанию числа ключевых знаков. С каждой тональностью усложняются штрихи и ритмические варианты, упражнения и фактура этюдов. По изучении тональностей приводятся способы записи и исполнения различных украшений: форшлагов, трелей, мордентов и группетто. После небольшого абзаца о пиццикато помещены двенадцать этюдов на различные виды техники, многие из них своеобразны по музыкальному языку.

Так, этюд си-минор (Adagio e molto legato) представляет собой целую систему исполнительских задач (иллюстр. 3). Восходящее движение гаммообразных секвенций предоставляет учащемуся возможность почувствовать выразительность звучания каждого звукового диапазона контрабаса, а для каждого звена секвенции найти определённый тембр и динамику. Легато в медленном темпе подразумевает предельно связанное исполнение нот как в одной позиции, так и на протяжении перехода, что вырабатывает пластичность.

Вторая часть «Методы» - изучение сольной игры. Используется система записи нот в реальном звучании, ограничивающаяся басовым (основной диапазон) и скрипичным (флажолеты) ключами. Диапазон трёхструнного контрабаса составляет около пяти октав. Автор подчёркивает, что «необходимым для солиста качеством является равное звучание контрабаса на протяжении всего достигаемого им диапазона».

Первые навыки – освоение «ставки большого пальца» (capo tasto); обозначается – “0+” (когда извлекает флажолет) или “+” (обычные ноты). Боттезини уделяет много внимания соединению нижнего регистра с позицией большого пальца, где подключается второй палец, а большой в начальных упражнениях находится над октавным флажолетом (прим. 46). Дальнейшее расширение диапазона – за счёт перемещения большого пальца на следующий флажолетный звук (прим. 47).

В приведённых гаммах и упражнениях положение большого пальца не связано с флажолетными нотами. По аналогией с первой частью даются мажорные и параллельные минорные гаммы и упражнения, этюды в соответствующих тональностях с применением разнообразных штрихов, темпов, модуляций. Среди этюдов встречаются инструктивные (на трели или мелкую пальцевую технику) и мелодические, напоминающие пьесы. Изучению флажолетов посвящён специальный раздел «Методы». Причём на струнах Соль и Ре Боттезини использует все устойчивые флажолеты (прим. 48). На струне Ля – более ограниченное число звуков (прим. 49). Изучение флажолетов последовательно: усложняется фактура, вводятся штрихи, увеличивается темп. Несколько упражнений и гамм – на соединение флажолетов с нижним диапазоном инструмента. Двенадцать последующих этюдов закрепляют навыки сольной игры. Последний (12-й) этюд изложен в двойных нотах. В завершении этюдов – упражнения на арпеджио с комбинацией легато и стаккато на трёх струнах (прим. 50). Затем приведены примеры исполнения пассажа в двойных нотах и вводных тонов к флажолетным звукам. метода боттезини исполнительский контрабасовый

В качестве приложения ко второй части «Методы» имеются несколько отрывков из оригинальных пьес и транскрипций Боттезини.

Многим современным контрабасистам, обучавшемся по «Школе» А.А. Милушкина, аппликатура Боттезини может представляться неестественной: охват полутона в нижних позициях 1-2 пальцами итальянская школа считала неудобным, а охват 1-4 – естественным. Но обратим внимание на постановку левой руки Боттезини с опущенным локтем и висячей кистью. Если учесть, что он держал контрабас наклонно, то это в связи с постановкой левой руки объясняет использование такой аппликатуры. Рациональность тесного использования 1-4 пальцев в начале обучения объясняется меньшим напряжением в левой руке. Третий палец применяется уже с позиции первой ступени, но лишь в некоторых хроматических последовательностях (прим. 51). Чаще третий палец употребляется в средних позициях, особенно на струнах Ре и Ля при исполнении полутона (прим. 52). Эластичная растяжка применяется при чередовании широкого и тесного расположения пальцев (прим. 53). В позиции ставки большого пальца расположения различны (прим. 54).

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru