Нортумбрийская волынка

Большие волынки, предназначенные для исполнения на открытом воздухе. Были известны в Европе как минимум с 12 века. Первое использование мехов (лягушки) в сочетании с волынкой зарегистрировано около 1530 г., однако лишь к концу 16 в. появилась настоящая малая волынка с цилиндрическим каналом чантера. Инструмент отличается удобными размерами, что очень помогает при транспортировке. Длина самого мешка – не больше 50 сантиметров, длина же металлической трубки не больше 43 сантиметров (рисунок 3). Североевропейская версия, известная в Германии под многими названиями, включая hummelschen, сначала надувалась как обычно, ртом, но стала использоваться с лягушкой примерно во второй половине 17 в. – начале 18 в. Ее вариация с тремя отдельными дронами, объединенными в один сток, видимо и послужила прототипом современной нортумбрийской малой волынки. Это выглядит еще более вероятным, если учесть тесные связи между Ньюкаслом и балтийскими портами. Подобные инструменты наверняка были известны и в Британии, по крайней мере, если судить по сохранившемуся упоминанию о них в неопубликованном трактате о музыкальных инструментах, составленном Джеймсом Тальботом примерно в 1694г.

Так или иначе, самые ранние из сохранившихся Нортумбрийских волынок, возраст которых возможно определить, были изготовлены в конце 18 в., когда среди высших классов появилась мода на "домашние" музыкальные инструменты, как флажолет или малая арфа. Самые ранние делались из слоновой кости и имели чантер без клапанов. В первом десятилетии 19 в., возможно, в результате сотрудничества мастера Джона Данна и профессионального волынщика Джона Пикока на чантере появились 4 или 5 клапанов. Вскоре после этого количество клапанов увеличилось до 7, почти наверняка это было сделано мастером Робертом Рейдом, который после этого стал первым мастером на всем Северо-востоке Англии. Он продолжал работать над клапанами и прочими усовершенствованиями малой волынки. Скорее всего, именно он разработал семнадцатиклапанный чантер, дающий две хроматические октавы, хотя обычно эту работу приписывают его сыну Джеймсу. В середине 19 в. малые волынки пережили некоторый упадок, хотя и никогда не бывали до конца забыты. Они оставались, по большому счету, предметом узкого академического интереса. В первой половине 20 в. интерес к ним был возрожден в среде фермерских и шахтерских общин Нортумберленда. Еще большее внимание к инструменту привлекла общая волна популярности фолк-направления в 60-х. Сейчас интерес к ним носит интернациональный характер, и не идет ни в какой сравнение с глубоким, но локальным и узкоспециальным развитием первой половины 19 в.

Хотя музыку для этой волынки записывают в "G", на самом деле ее строй в "F", иногда в "D". Самый простейший вариант почти идентичен малой шотландской волынке - мешок, три бурдона; бас, тенор и альт (F,C,F), соединенные в один сток, мех для нагнетания воздуха и чантер с 8 игровыми отверстиями, закрытый с одной стороны, на котором играют в манере "стаккато" - поднимают только один палец за раз (в то время как большинство волынок используют "открытую" аппликатуру). К этому базовому варианту добавляют 7 ключей, что расширяет диапазон чантера еще на пять нот и дает возможность извлекать две дополнительные ноты в середине строя: C# и D#. К 3 бурдонам прибавляется еще один (и возможность перестраивать F бурдон), что позволяет играть в F и C мажоре. Затем их можно "апгрейдить", и появится возможность играть в G мажоре или D миноре. Самые сложные варианты этого инструмента имеют до 17 ключей.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru