«Сад сна любви» (шестая часть)

Страница 1

«Сад сна любви» – традиционное Adagio, лирический центр всей симфонии. Это своеобразная «точка бифуркации» в симфонии (момент выбора пути). Развитие импульса Интродукции, получившее своё развёртывание в тематизме последующих частей симфонии привело к тому, что возникло равновесное, длящееся состояние. Это состояние определило временную неподвижность процессов в VI ч. симфонии с тем, чтобы потом «перевесил» один из полюсов, система перешла на новый уровень, продолжив своё движение.

В смысловом плане в этой части достигнуто нирваническое, просветлённое состояние, в котором находится человеческое сознание после вознесения к божественным, космическим мирам. «Сад сна любви», в котором не ощущается течение времени – иной мир, в котором проявилось «сопряжение переливающихся друг в друга фаз-состояний» [17, с. 64]. Неподвижность здесь создаётся с помощью неторопливого развёртывания бесконечной мелодии, песни любви. Развивающийся параллельно с ней, колористический пласт фортепиано и волн Мартено запечатлевает остановившееся время, вращающееся в пространстве мира «Сада сна любви». Из небытия возникает страна счастья, «страна-грёза», управляемая объединённым экстазом влюблённых, не ведающих границ времени и пространства. Их мир – бесконечность, в которой они парят, подобно птицам.

Шестая часть написана в трёхчастной форме с синтезирующей репризой (по Мессиану, в форме «тройного предложения», где I часть – тема и развитие, II – комментарий к теме и развитие, III – повторение темы и развитие [4, с. 156]).

«Сад сна любви» открывается «Песнью песней», бесконечной о с н о в н о й т.е. м о й, одой любви, ее колыбельной. Она разворачивается очень медленно, плавно, в трепетном звучании квартета струнных и волн Мартено. Обладая диапазоном большого дыхания, эта музыка воплощает «длящееся состояние» – эмоцию восторженной экстатичности. Этому способствует её хоральное звучание, тональная определённость (звучит ярко выраженный, зафиксированный при ключе Fis-dur с отчётливо намеченными функциями T, S, D).

Второй пласт, существующий параллельно первому и парящий над ним, складывается из доносящихся как бы из соседнего измерения (видимого, но отделённого незримой перегородкой) реплик фортепиано, представляющих пение небесных птиц. На этот пласт накладываются монологические «высказывания» флейты и кларнета, небольшие по протяженности фразы орнаментального характера, основанные на интонациях темы Цветка

, что служит напоминанием о том, что влюблённые находятся посреди цветения райских садов. Оттенок вибрирующей плотности придаёт фактуре звучание вибрафона. Все эти самостоятельные интонационно-темброво-ритмические пласты проходят контрапунктом к главной теме, песне любви и сочетаются с ней в причудливом соединении взаимодополнения.

В среднем разделе (ц. 4) прибавляется сохраняющееся до конца своеобразное звучание глокеншпиля, челесты и ударных (темпльблоки, треугольник, малая турецкая тарелка). В партии последних параллельно проходят два процесса: увеличение и уменьшение длительности на одну шестнадцатую, начиная от 7/16 и от трёх слигованных целых нот. Этот необратимый ритм символизирует замкнутость данного пространства.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru