«Развитие любви» (восьмая часть)

Страница 1

Данная часть выполняет множественные функции внутри цикла симфонии. Драматургически – это продолжение линии любви, её развитие. Это находит своё отражение в дальнейшем становлении лейттемы любви (из части «Песнь любви II»), которая вновь проходит свой путь от песни любви к гимну, утверждаясь в своей лейттональности Fis-dur.

Основной тематический материал здесь начинает концентрироваться в русле «пред-финальной» тенденции, даётся промежуточное обобщение происходящих в симфонии событий. Поэтому, по выражению Мелик-Пашаевой, «Развитие любви» оспаривает функцию финала, «являясь первым финалом, единственной частью, показывающей взаимодействие всего комплекса «циклических тем» симфонии». [17, с. 98]. Поэтому, с точки зрения всей симфонии, данная часть может играть функцию репризы, замыкающей «основную» идейную линию «Турангалилы».

Здесь сходятся все три темы; при этом выделяется, развивается и затем доминирует тема Любви

. Периодически появляется тема Цветка

в основном разделе «Развития любви». Тема Статуи

проходит во вступлении и коде. Здесь также возобновляется взаимодействие стихии песенности (тема Любви), танцевальности (новая тема танца, близкая теме из «Радости крови звёзд») и игры (выраженной в принципе сочленения разделов в данной части и в игровом развитии стихии танцевальности). В связи с этим можно назвать «Развитие любви» тематической репризой всей симфонии.

Чувство любви, которое ранее достигалось, утверждалось на каждом этапе развития («Песнь любви I», «Песнь любви II», «Сад сна любви»), теперь требует воплощения в жизнь, в поток жизни, – через атрибуты и свойства самой жизни. Космическое чувство любви, обретённое после экстатического восхождения «Радости крови звёзд», в известной степени не сопоставимо с вместилищами-объёмами, которые может предложить ему физический мир (тело, отношения). Поэтому в данной части тема Любви вновь «рождается», вновь утверждается в серии «рывков-становлений». Она вновь проходит путь от песни до гимна, от короткой фразы до развёрнутого построения в калейдоскопической смене разных тем, в многообразии, свойственной самой жизни.

Форма данной части отражает калейдоскопичность идей, мелькающих в ней: это трех-волновой, трёх-фазный основной раздел, обрамленный трёхчастными вступлением и кодой. Трёхчастность выражена здесь на всех уровнях формы: на уровне самой части (вступление – средний раздел – кода), на уровне каждого раздела, на уровне каждой волны в основном разделе, на уровне самих «под-волн». В то же время композитор вводит элементы разработочности в калейдоскоп тем и разделов: особенно ярко это проявляется в третьей волне основного раздела и в коде. Своё становление получает тема Любви, развивающаяся на протяжении всего основного раздела. Так сочетаются разработочная и результирующая тенденции «Развития любви».

Три раздела в с т у п л е н и я иллюстрируют принцип составления контрастных фаз-состояний. Первый раздел (ц. 1) – постепенное включение пластов звучания – демонстрирует массивные звучания, дополненные высотно-ритмическим остинато струнных и деревянных духовых. Второй раздел (ц. 5) представляет собой небольшую каденцию фортепиано. В третьем (ц. 6) проходит тема Статуи в своём первоначальном звучании устрашающих аккордов у медных духовых.

О с н о в н о й р а з д е л построен на периодичности стремительно мелькающих тем и состояний. Множественность мелких построений, контрастирующих друг с другом на уровне фраз (низшем уровне), сопряжена здесь с контрастом между вступлением, основным разделом и кодой, образующих трёх-частную структуру (контраст на высшем уровне). Контраст здесь темповый, тематический, динамический, тембровый. Средний же уровень (построения основного раздела) основан на развитии и на контрасте. Он состоит из трёх равновеликих волн, каждая из которых оканчивается утверждением гимна любви каждый раз на новой высоте (в тональностях C-dur, D-dur, Fis-dur). Так утверждается тема Любви

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru