Классические традиции в произведениях для хора С. Танеева

Материалы » Пейзажная хоровая лирика русских композиторов » Классические традиции в произведениях для хора С. Танеева

Страница 1

Важное место в творчестве Сергея Танеева занимают хоровые произведения: от произведений малых форм до больших кантат. В кантатах для хора и оркестра и крупных хорах проявилось высочайшее мастерство полифонического мастерства композитора.

Кантата «Иоанн Дамаскин» (1883 год) написана на слова одноименной поэмы Алексея Толстого, повествующей о судьбе византийского богослова, философа Иоанна Дамаскина. Важная роль отведена хору в оперной трилогии «Орестея» (1984 год) на античный сюжет трагедии Эсхила. Здесь хоровые номера отличаются монументальностью, величественной простотой, эпической мощью. Последним крупным хоровым сочинением композитора была кантата «По прочтении псалма» (1914 год) на стихи Алексея Хомякова. [18, с. 78]

Особенно значительны и многогранны произведения Сергея Танеева для хора без сопровождения. Ранние сочинения Сергея Танеева для хора a cappella отличаются простотой формы, изложения (все они преимущественно гомофонно-гармонического склада), небольшим масштабом. Таковы хоры для мужских голосов: «Вечерняя песня» (слова Алексея Хомякова), «Песня короля Регнера» (слова Николая Языкова), «Венеция ночью» и «Ноктюрн» (слова Афанасия Фета), «Весёлый час» (слова Алексея Кольцова).

Значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности большие смешанные хоры: «Восход солнца» (слова Фёдора Тютчева»), «Звёзды» (слова Алексея Хомякова). В них преобладает полифоническое начало, сквозное музыкальное развитие.

Если рассматривать только хоры a cappella, их появление условно можно отнести к двум периодам. Первый охватывает приблизительно с конца 1870-х до начала 1890-х годов. К этому периоду относятся хоры «Сосна» (слова Михаила Лермонтова, 1877 год), «Серенада» (слова Афанасия Фета, 1877 год), «Венеция ночью» (слова Афанасия Фета, 1877 год), «Весёлый час» (слова Алексея Кольцова, 1889 год), «Песня короля Регнера» (слова Николая Языкова, 1881 год), «Пью за здравие Мери» (слова Александра Пушкина, 1881 год), «Фонтан» (слова Козьмы Пруткова, 1881 год), «Вечерняя песня» (слова Алексея Хомякова, 1882 год) и другие.

Хоры этого периода по содержанию и по форме близки хоровым миниатюрам Франца Шуберта, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Цезаря Кюи, Петра Чайковского и других. Также хоры Сергея Танеева в этот период не отличаются философской глубиной мысли, не ставят особенно сложных задач перед исполнителями. Но уже здесь можно заметить ряд черт, свойственных хорам a cappella второго периода. Имеется в виду выразительный мелодизм («Серенада»), чередование аккордовой фактуры и элементов полифонии («Венеция ночью»), приём окончания произведения в одноименном мажоре («Сосна») и другие. [19, с. 33]

Полного совершенства достигает хоровое письмо Сергея Танеева в цикле «Двенадцать хоров a cappella», написанном в 1909 году для смешанных голосов на слова Якова Полонского. В этих хорах проявились наиболее полно характерные черты творчества Сергея Танеева: выразительный мелодический язык, красочность и насыщенность гармонии, полифоническое мастерство, монументальность формы, отличное знание вокальных возможностей голосов и отсюда – совершенство голосоведения, использование хора a cappella как самостоятельного исполнительского организма с неограниченными возможностями художественной выразительности.

Большинство хоров сборника – живописные развёрнутые картины, как бы целые драматические действия с контрастными частями. Таковы двойные хоры «По горам две хмурых тучи», В дни, когда над сонным морем», пятиголосный хор с тройной фугой в середине «Прометей», пятиголосный хор «На корабле», состоящий из разнохарактерных эпизодов хор «Развалину башни, жилище орла». Все эти произведения очень трудны для исполнения. [18, с. 78]

Лишь двое хоров из двенадцати, входящих в сборник, непосредственно не касаются темы природы – «Молитва» и «Прометей». Все остальные – это яркие примеры пейзажной лирики композитора. Обладая удивительным даром музыкального изображения, Сергей Танеев ставит главной задачей создание настроения, рождённого любованием человека природой или волнения от сознания её силы.

Чаще других исполняются хоры «Вечер» и «Посмотри, какая мгла». Хор «Вечер» относится к произведениям пейзажной лирики Сергея Танеева. Средствами музыки композитор тонко изображает картины природы, воспроизводит её звуки. Отблески вечерней зари, отражённые в росинках, затихающий звон бубенчиков, далёкая песнь погонщиков, покачивание морской пены у берега – вся пленительная красота южного вечера возникает в воображении при звучании этого хора.

Хор «Вечер» написан в трёхчастной форме с зеркальной репризой для смешанного четырёхголосного состава (часто звучит трёхголосие, что придаёт большую прозрачность и лёгкость звучанию, разнообразит тембровые краски). В первой части основная тема сначала изложена гомофонно-гармонически. На органном пункте басовой партии легко и нежно ведут мелодию женские голоса: «Зари догорающей пламя рассыпало по небу искры».

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru