Музыкальные инструменты Киргизии

Музыка киргизского народа – это не просто пение с музыкой – это целое искусство. Профессиональную игру мастеров слушали здесь целыми общинами, собравшись вместе. Акыны (народные исполнители) – это значимая часть музыкальной культуры страны. Но это далеко не все. Киргизская музыка имеет несметное количество направлений, жанров и стилей исполнения песни.

Музыка Киргизии вдет свою историю, начиная с 16 века, когда из племен Центральной Азии сформировался киргизский народ. В разных частях страны – своя особая музыка. На юге, к примеру, были речитативные исполнения песен, а песни севера страны, наоборот, были тягучими и спокойными.

В основе традиционной музыки Киргизии были заложены многие жанры: обрядовые, традиционные, трудовые, эпические, лирические, поминальные, сатирические, а также частушки. Были еще девичьи песни, по-местному «кыздар ыры», женские – келиндер ыры и детские песни, называемые балдар ыры, а также другие различные жанры.

Упоминания о пении в древности также сохранились. Например, существовали песни «Бекбекей» – их пели хором женщины, когда сторожили ночами стадо. Песня «Шырылдан» также пелась хором, а ее мелодия была тягучей и печальной. Любовные песни также имели место в музыке киргизского народа.

Формирование и усовершенствование народных музыкальных инструментов продолжалось на протяжении всей истории киргизского народа и закончилось примерно в 16в.

Наиболее популярным из киргизских народных инструментов является трехструнный щипковый инструмент комуз, изготавливаемый из урючного дерева.

Популярен двухструнный смычковый инструмент кыл-кыяк, дека которого обычно делается из верблюжьей кожи.

В народной музыкальной практике применяются также язычковые губные инструменты: темир комуз, изготавливаемый из металла, и жыгач ооз комуз, изготавливаемый из дерева.

Далее я подробно расскажу о таких интересных музыкальных инструментах как чопо-чоор и темир – комуз.

Чопо-чоор

Чопо – чоор (глиняный чоор) – род кыргызских народных духовых инструментов. Был распространен в основном в южных, земледельческих районах республики под различными названиями – чопо чоор, ылай чоор. Форма его произвольная. Один из старинных образцов, находящийся в коллекции профессора С. Субаналиева, изготовлен в виде небольшого шара из белой глины; высота его немногим более 5 см. Два игровых и одно дульцевое отверстие расположены таким образом, чтобы одновременно можно было прикрыть их губами и указательными пальцами обеих рук (поддерживается инструмент при помощи больших пальцев). Народный чопо чоор несложен в исполнительской практике. Тембр завораживающий, мягкий, глубокий. Очевидно, поэтому чопо-чоор может служить как музыкальной игрушкой для детей, так и равноправным инструментом в фольклорном ансамбле. В настоящее время инструмент усовершенствован. Путем реконструкции его древнего образца создано семейство новых чопо чооров.

В давние времена использовался кыргызами для выпаса скота. Заслышав звуки чопо – чоора, издаваемые пастухом, овцы никогда не отбивались от стада, шли за пастухом на место кочевки и обратно.

Темир-комуз

Киргизский народный щипковый язычковый муз. инструмент. Род варгана. Представляет собой железную (также медную или латунную) подковку с вытянутыми и сужающимися концами (дл. 60–120 мм, ширина у основания 3,5–7 мм). Язычком служит укрепленная в середине дуги подковки стальная пластинка. Прижимая инструмент подковкой к зубам одной рукой, исполнитель на Т.-к. (т. н. комузчи) защипывает язычок указательным пальцем другой руки, получая осн. тон (обычно в пределах f – d1), резонатором служит ротовая полость (отсюда распространенный у разных народов термин, обозначающий инструменты этого рода: нем. Maultrommel – ротовой барабан и др.). Изменяя форму рта, исполнитель извлекает разл. звуки обертонового ряда, образующие мелодию. Мелодия звучит с непрерывным бурдоном (осн. тон). Рабочий диапазон – в пределах сексты; максимальный диапазон не превышает дуодецимы (широта диапазона обусловливается умением исполнителя регулировать подачу воздуха). Т.-к. – сольный инструмент, на нём исполняют гл. обр. кю, а также мелодии народных песен. Многообразна техника правой руки – с её помощью достигаются многочисл. звуковые, а также зрительные эффекты. Иногда исполнитель на Т.-к. сочетает игру со свистом. Т.-к. широко распространён, особенно среди женщин и подростков. Реже у киргизов встречается деревянный варган, наз. «джигач-оозкомуз».

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru