Регистровка

Клавесин имеет регистры, близкие регистрам аккордеона. Это позволяет использовать переключение регистров. Можно использовать различные тембры, но наиболее уместны «баян с пикколо», «тутти», «кларнет», «орган».

В старинной музыке смена тембра использовалась в основном на стыках формы, и необходима прежде всего для архитектонической устойчивости.

Если это представляется целесообразным, можно использовать готовые басы – это позволяет разнообразить звучание аккомпанемента, а также напоминает «гудящие» басы клавесина (Пример).

Регистровка, помимо художественных задач, позволяет расгирить диапазон инструмента и облегчить исполнение скачков.

Смены регистров внутри одного построения возможно применять только если произведение написано в стиле сoncerto grosso – в смысле противопоставления tutti и soli. Но этот стиль более присущ итальянской музыке. Поэтому желательно придерживаться одного тембра внутри частей произведения.

М. С. Бурлаков в своей статье указывает, что при исполнении французской клавирной музыки наиболее уместными представляются регистры «кларнет с пикколо», «концертина с пикколо». Также он отмечает, что смена регистров внутри пьес может быть довольно активной, например, нежели в клавирных пьесах Баха.

Разумеется, выбор регистров исходит из требований образа, характера произведения.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru