Вокально-хоровой анализ

Материалы » П.И. Чайковский "Тебе поем" » Вокально-хоровой анализ

Страница 2

Чистый строй – первое и важнейшее качество хорового пения. Многие факторы способствуют развитию и поддержанию чистого хорового строя. Строй а капелла основан на ладовых и гармонических особенностях интонирования музыки, ее акустических закономерностях. Темперированный строй отличается уравновешенностью интервальных соотношений, чем достигается его замкнутость и возможность энгармонизма. Рассмотрим пример:

В третьем такте звук «Gis» в партии альта интонируется узко, как все малые интервалы. Необходимо отметить, что данный звук является мажорной терцией аккорда и должен прозвучать точно. Уже в четвертом такте, этот звук вновь разрешится в звук «A», причем партии сопрано и альтов сливаются в унисон. Следует осуществить это предельно аккуратно и точно. Не менее простое место в интонационном плане 12 такт, где в партии сопрано звучит хроматический «Dis» после чистого «D». Причем хроматический звук сразу же появляется и в партии тенора. Важно исполнить и один и другой точно по высоте, чтобы не получилось некое перечение в партиях. Рассмотрим еще один не мало важный пример. В 17 такте в партии альта дважды повторяется секундовая интонация от звука «Gis» к звуку «а». В таких случаях очень часто возникает опасность несколько понизить второй звук «А». в данном случае рекомендуется каждую последующую пару интонировать с тенденцией к повышению. Лишь в этом случае унисон «А» в партиях сопрано и альта будет точным по высоте.

Обратимся к еще одному не менее важному вопросу - вопросу дикции в хоре. Этому понятию зачастую уделяется не должное внимание, в связи с этим страдает звучание хора, восприятие музыки слушателем и многое другое. В первом предложении мы не наблюдаем особых сложностей в произношении текста. Каждое слово по вертикали совпадает во всех хоровых партиях. Поэтому здесь необходимо обратить внимание лишь на четкое произнесение согласных «Р», «М» и т.д.

В пятом такте слово «благословим» рекомендуется произносить с неким устремлением к каждой гласной для того, чтобы в момент произнесения последней не оттягивался темп сочинения. Гласные буквы необходимо подчинить единой «собранной» манере звукоизвлечения. Во втором и третьем предложениях встречаются различия в подтекстовке. Это связано с тем, что основная поэтическая фабула уже дана, основной текст прочитан, далее происходит его выцвечивание, раскрашивание со стороны музыкальных средств и смысловое повторение, связанное с содержанием стиха. Следует выделить слово «Боже» мягко, без динамического акцента. В остальном, следует следить за аккуратностью в исполнении гласных букв и четкостью согласных.

Основа хорошего звука – правильное певческое дыхание. Основным типом дыхания и пения считается нижне-реберно-диафрагматическое. Одно из основных условий правильного певческого дыхания – полная свобода верхней части грудной клетки и шеи. В данном произведении используем дыхание по фразам. В первом предложении вдох осуществляется в паузах. Во второй половине второго и в третьем – цепное дыхание.

На протяжении всего сочинения используется мягкая атака звука. Вдох берется спокойно. Его длительность равна длительности реальной метрической доли в данном темпе. Задержка дыхания минимальна, чтобы связки мягко сомкнулись. В то же мгновение дыхание, без толчка и нажима, мягко касаясь связок, извлекает нужный звук.

Произведение «Тебе поем» может исполняться практически любым составом хора – средним, большим и даже малым (в церковной практике). Но, следует учитывать тот факт, что Литургия в целом исполняется достаточно большим составом хора с высоким уровнем подготовки. Написано же данное сочинение для исполнения профессиональным коллективом.

Страницы: 1 2 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru