Музыкальная драматургия и язык оперы

Страница 9

Образы Моцарта и Сальери в опере уравновешены тем, что в вокальной партии Сальери в количественном отношении преобладает словесный текст, а у Моцарта это компенсируется текстом музыкальным — инструментальными и вокально-оркестровыми эпизодами. Таким образом Н. А. Римский-Корсаков нашел оптимальный баланс.

Драматизм, психологическая насыщенность, драматургический лаконизм, динамичность развития внутреннего действия маленькой трагедии А. С. Пушкина в сочетании с необычайной выразительностью стиха, побудили Н. А. Римского-Корсакова отнестись к тексту с максимальной бережностью. В музыкальных партиях «Моцарта и Сальери» композитор сознательно стремился к музыкальному раскрытию не только содержания, но и мелодии пушкинского стиха.

Отношение композитора к переносу слов в тексте — один из показательных моментов для уяснения его творческого метода и отношения к поэтическому произведению. Перенос обусловлен либо синтаксическим членением музыкального материала (прозаическая декламация), либо — метрическим (поэтическая декламация). В данном случае Н. А. Римский-Корсаков использовал в опере первый из двух этих способов, что послужило основой прозаической декламации в вокальной партии героев.

Затушевывание посредством переноса структурных граней стиха — также является одним из проявлений процессуальности и способствует созданию в опере сквозной формы и свободного речитативно-декламационного вокального стиля интонирования у Н. А. Римского-Корсакова.

Музыка, как известно, подчиняя своему регулярному метро-ритму словесный текст, способна сделать его поэтическим; и обратно — нарушение музыкальности, то есть членение не по строкам и рифмам, а по синтаксису, с цезурами посреди строки и слиянием целых строк с их частями, создает ощущение прозы. Интерпретация стиха как прозы была обусловлена специальными творческими установками. В русском искусстве XIX века существовала актерская манера читать стихи с приближением к разговорной речи, с подчеркиванием смысла и синтаксиса, а не правильности метра и рифмических окончаний. То же реалистическое приближение к речи возникло и в музыкальном преломлении стихов в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Композитор последовательно провел членение текста пушкинской маленькой трагедии по смыслу[32]. Он следовал синтаксическому делению текста на предложения, фразы, охватываемые речевыми синтагмами. Членение такого рода создает определенную мерность, художественную симметрию. Для выделения отдельных особо значимых слов композитор использовал количественные и качественные акценты.

Внимание к слову в монологах и диалогах, его выделение в декламационной мелодии ведет к разнообразию ритмических фигур, несимметричности ритма, удлинению ударных гласных. Большое значение в вокальных партиях героев оперы имеют цезуры, паузы, которые также вносят черты свободной разговорной речи.

Подводя некоторые итоги, отметим, что будучи произведением, в котором техническая задача композитора сводилась к созданию максимальной вокально-речевой выразительности, опера «Моцарт и Сальери» сыграла роль весьма важной творческой лаборатории. «Моцарт и Сальери» был написан между двумя капитальными операми Н. А. Римского-Корсакова — «Садко» и «Царской невестой» и явился в известном смысле переломным произведением.

«Моцарт и Сальери» не принадлежит к основному руслу творчества Н. А. Римского-Корсакова, и, тем не менее, его идейно-эстетическая сущность как бы в миниатюре отражает общее художественно-эстетическое миросозерцание великого композитора. Основной темой творчества Н. А. Римского-Корсакова всегда было вдохновенное воспевание красоты в самых разнообразных ее проявлениях — в человеческом бытии, в природе, в искусстве. Русская народно-обрядовая поэзия; русская природа во всем ее богатстве и изобилии; девушка Снегурочка, — это «цветок весенний, задумчиво склоненный ландыш»; художник, глашатай красоты, царь Берендей; певец-гусляр Садко — все это и многое другое есть не что иное, как гимн красоте в жизни. И в опере «Моцарт и Сальери» Н. А. Римский-Корсаков был вдохновлен той же идеей — прославить красоту искусства, вдохновенного творчества. Носителем этой идеи для него явился лучезарный гений музыки — Моцарт.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru