Заключение

Вагнеровская музыкально-драматическая форма возникает как результат характерных для композитора идейно-эстетических устремлений. Однако музыкальная драма могла осуществиться лишь на почве, предварительно для того подготовленной. Многие черты, определяющие новизну вагнеровского искусства (в том числе – симфонизм, лейтмотивная техника, разрушение строгих границ между номерами, объединение оперных форм в укрупненную, по существу, многожанровую, пронизанную единым движением сцену), подготавливались и до Вагнера. И все же музыкальная драма Вагнера – принципиально новое явление, изменившее представление композиторов последующей эпохи о возможностях этого жанра. Именно у него музыкально-драматическое произведение непосредственно смыкается с философией.

Вагнер боролся за торжество своих принципов не только как композитор, но и как теоретик, автор ряда книг и статей. Его взгляды и творчество вызывали страстные дискуссии; он имел горячих приверженцев и яростных противников. В его концепции музыкальной драмы была известная односторонность: стремясь внести в оперную музыку принцип единства симфонического развития, композитор утерял некоторые важнейшие выразительные возможности, созданные в результате многовекового развития оперного искусства. Но в то же время он написал произведения, оказавшие влияние на все последующее развитие европейской оперной музыки, даже на тех композиторов, кто отрицательно относился к его идее музыкальной драмы. Оперное искусство Вагнера и его последователей — завершающая страница немецкого музыкального театра XIX в.

[1] Цитаты по книге «История зарубежной музыки» М. Друскина, с.12

[2] Асафьев Б., Об опере. Избранные статьи, с. 250

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru