Вопросы исторической трансформации бытования народного фольклора в последние десятилетия

Материалы » Современное состояние музыкального фольклора села Подлесная Тавла Кочкуровского района » Вопросы исторической трансформации бытования народного фольклора в последние десятилетия

Современный фольклор, ныне бытующий в деревнях, это отнюдь не примитив, а результат эволюции, многих тысячелетий непрерывного развития. Конечно же, как и всё живое, музыкальное искусство развивается и изменяется. Оно никогда не стоит на месте. Те песни, что когда-то пели наши бабушки, в устах матерей звучат уже несколько иначе: меняется текст, меняется мелодия…

Так как я опираюсь на материал, собранный мною в экспедиции, то мне бы хотелось рассмотреть эту проблему на примере 2х песен, записанных в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района.

Кода юты Машура

Кода юты од дёра.

Ужо Машур учумак,

Учовлитинь Машура.

Пар алашась аящти,

Пол ямщикесь вишине.

Коль коля вишине ёжовне ды,

Чугуркантень велентень ды,

Но се крайсэ кудонтень.

Тосо доват солдаткат(ы),

Довань колмо цёранзо.

Довань колмо цёранзо ды,

Колмо саень урьванзо.

Колмо вейксэть нутьканзо ды,

Покш цёранзо а вечксы.

Покш цёранзо а вечксы,

Пекстань карцо кирдтнесы.

Пекстань карцо кирдтнесы ды

Кукштань кшиде антнясы.

Морянь ведте симтнесы,

Морянь ведте симтнесы.

Ох авакай нулдамак(и),

Лучше туян солдатокс.

Братонь ойме идеме,

Братонь оймень идеме.

Братонь оймень идеме ды,

Моньсень велень идеме.

Эту песню мне спела Надежда Петровна Баляйкина. Она рассказывала, что пелась эта песня вместе с подружками вечерами, сидя на лавочке. Мелодия песни представляет собой ангемитонный трихорд в амбитусе ч4, с опорой на нижний звук, состоящий из б2+м3. Движение мелодии волнообразное. Текст песни, носит повествовательный характер, рассказывая о реальных отношениях матери к сыну.

А теперь, обратим своё внимание на песню, записанную в 1987году,и опубликованную в третьем томе «Памятники мордовского народного музыкального искусства» [ 5, с. 250 ]. «Вай телине» - диатонический гексахорд в амбитусе м6, с опорой на нижний звук, и состоящий из б2+м2+б2+б2+м2. Из этой формулы сразу в песне видна её минорная направленность. Каждый голос в песне, имеет свою развёрнутую мелодическую линию. В книге, эта песня представлена как круговая песнь. Её текст почти в точности такой же, за исключением повтора последней строчки, и вставного припевного предложения.

А теперь вот ещё одна песня:

Козо голя чачинеси комленявась,

Козой касинесь эси бояравась.

Начко таркас летьке таркас,

Кальбулынесэ чеи корённэс.

Кальбулом тапардавыкшнось,

Калень сердце сонга…сакашнось.

Кальбулом тапордавыкшнось,

Мокшнань-мокшнань щищкензэ.

Налкань налкиди тютёнзо,

Цяпань удяпить иди тарадонзо.

Мелодия песни представляет собой ангемитонный пентахорд в амбитусе м7, состоящий из м3+б2+м3+б2. Её так же мне исполнила Надежда Петровна. По её словам, пелась эта песня на свадьбе для жениха.

В сборнике «Мордовские народные песни», имеется похожий вариант этой песни, записанный в 1954 году [ 4, с. 74 ]. Текст развёрнутый, и имеет более детальное описание, чем предыдущая песня. Диатонический гексахорд в амбитусе ч8, состоящий из м3+б2+б2+м2+б2+б2. Пелась она медленно, с общим протяжным унисоном в конце.

Вот на примере этих двух песен, уже можно судить об изменениях, произошедших в них. Чем дальше идёт время, тем скуднее становятся воспоминания, и от этого страдает музыкальные народные традиции, переходящие из поколения в поколение.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru