Ц. А. Кюи – композитор. Муза Кюи

Материалы » Цезарь Антонович Кюи » Ц. А. Кюи – композитор. Муза Кюи

Страница 1

Оперы

Опера «Кавказский пленник»

Как уже говорилось ранее, первая опера Кюи «Кавказский пленник» была сочинена в 1857-1858 гг, а переработана автором в 1881-1882-м. Либретто написал В. Крылова по одноименной поэме А. Пушкина. Премьера состоялась в Петербурге, Мариинском театре, 4 февраля 1883 г, под управлением Э. Направника.

19 октября 1858 года в личной жизни Кюи произошла важная перемена – в этот день он женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг, дочери врача, дочери врача которого незадолго до этого переехала в Петербург. Знакомство состоялось в доме Даргомыжского, у которого она брала уроки пения. Малвина обладала хорошим голосом и мечтала петь на императорской сцене. Кюи нравились ее музыкальность, способность к «яркой декламации». Наряду с произведениями Глинки, Даргомыжского и др. композиторов Мальвина разучивала отдельные номера из оперы «Кавказский пленник», что доставляло молодому человеку большое удовольствие.

Несмотря на пылкую страсть, захватившую Цезаря и подарившую ему много радостных дней, он не изменил ни в чем своему обычному благоразумию, так свойственному ему с самых первых лет жизни в Петербурге. Венчание было скромным, жилье подыскали быстро, но обдуманно.

Опера «Сын мандарина»

Закончив работу над двухактным «Кавказским пленником», Кюи задумал небольшую комическую оперу «Сын мандарина» в одном действии на модный тогда китайский сюжет. Эту постановку Кюи посвятил своей жене. Либретто написал Крылов. На профессиональной сцене эта комическая опера была поставлена только в 1878 году в Петербургском клубе художников и на длительное время стала одним из самых репертуарных сценических произведений Кюи.

В исполнении оперы использовалась арфа в мужской и женской партии, придавая музыке необходимый восточный колорит стилизованный, а не подлинный. Кстати, по настоятельному совету Балакирева.

Опера «Вильям Ратклиф», 1869 г

В 1861 году Кюи принялся за сочинение новой оперы «Вильям Ратклиф» на сюжет раннего Генриха Гейне, ставшей этапным событием не только для Цезаря Антоновича, но и для всей «Новой русской музыкальной школы». Либретто написал В. Крылов.

«Остановился я на этом сюжете потому, что мне нравилась его фантастичность, неопределенный, но страстный, подверженный роковым влиянием характер самого героя, увлекал меня талант Гейне и прекрасный перевод Плещеева (красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку)», - писал Кюи о выборе сюжета. Семь лет композитор писал эту оперу. Замысел и принципы драматургии становятся понятны взгляды Кюи и Могучей кучки на оперное искусство вообще. Мусоргский писал Кюи: «Ратклиф» не только Ваш, но и наш. Он выползал из Вашего художнического чрева на наших глазах, рос, окреп и теперь в люди выходит на наших же глазах, и ни разу не изменил нашим ожиданиям. Как же не любить такое милое и хорошее существо».

Однако в истории русского оперного искусства эта опера не заняла предсказываемого ей место. Правда, для своего времени многие черты были новаторскими: стремление к правдивой передаче душевных переживаний, конкретности в обрисовке некоторых бытовых сцен, ариозно-декламационная манера речи. Премьера состоялась в Петербурге, Мариинском театре, 14 февраля 1869 г., под управлением Э. Направника, которая успешно прошла.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru