Лебединое озеро

Страница 1

Балет «Лебединое озеро» был первым опытом Чайковского в этом жанре. Сочиняя его, композитор шел еще ощупью, во многом ему помогала сила творческого воображения и гениальное чутье драматурга. Природное дарование симфониста и значительный опыт в области симфонической и оперной музыки привели его к попытке внедрения симфонического метода в балете. В «Лебедином озере» симфонизация осуществлена в сфере классического танца. Все новое, намеченное в первом балете Чайковского во многом еще интуитивно, осознанно и продуманно претворено и развито в «Спящей красавице» и «Щелкунчике».

Балет «Лебединое озеро» (1875–1876) возник в пору расцвета творческих сил Чайковского. Как известно, Петр Ильич много внимания уделял театральным жанрам, считая, что через театр композитор имеет наиболее тесное и непосредственное общение с публикой. Возможно, это было одной из причин, побудивших его создать балетную музыку. Получив заказ от Дирекции московских театров на сочинение музыки к балету, Чайковский с охотой принялся за работу. Приступая к сочинению музыки балета, Чайковский не предполагал ломать установившиеся традиции. Не нарушая сложившихся норм, композитор изменил основное значение музыки в спектакле. Он обогатил ее «изнутри», коренным образом изменил ее смысл и содержание в рамках традиционной формы.

Уже в оркестровом вступлении через развитие и изменение лирической темы отражено драматическое содержание балета и его основная направленность. В начале вступления напевная песенная мелодия в своем плавном падении от самого верхнего звука к нижнему звучит задушевно и несколько меланхолично. Элегический тембр гобоя придает ей теплоту и выразительность человеческого высказывания. Яркое, эмоционально-открытое нарастание приводит к кульминации всего вступления – к трагическому звучанию темы. Глубокий драматизм вступления вводит в атмосферу серьезных, подлинно человеческих страстей. Его тема не используется в музыке балета. Этим Чайковский определяет самостоятельное значение вступления, передающего лишь общий характер развития драмы, и подчеркивает его обобщающее значение.

Тема девушки-Лебедя впервые звучит в конце первого акта. С этого момента начинается собственно развитие драмы, завязка действия. Тема динамична и таит много возможностей для развития. Порывистость, внутренняя взволнованность темы ассоциируется со взмахами крыльев, со страстным желанием вырваться из неволи. Соло гобоя поддерживают аккомпанирующие арфа и скрипка (тремоло).

С оркестрового вступления ко второму акту развитие лейттемы идет по пути все более открытого эмоционального высказывания и драматизации.

В начале второго акта повторяется лирическое экспонирование темы и ее средняя часть из финала первого акта. Постепенная драматизация влечет расширение формы. Далее лейттема появляется в третьем акте в тот момент, когда Зигфрид видит Одиллию. В финале третьего акта после нарушения Зигфридом клятвы, данной Одетте, лейттема звучит как результат развития всего предшествовавшего действия, его кульминация. Трагическим апофеозом третьего акта звучит заключение. Мажор, сопоставляемый с минорными субдоминантами, здесь особенно скорбен, он воспринимается как выражение самой высокой степени человеческого горя. В финале балета, в сцене бури и наводнения, гибели Одетты и Зигфрида развернутый эпизод с широким симфоническим развитием строится снова на лейттеме.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru