Хоровое исполнительство в кантатах, ораториях, мессах и мотетах

Материалы » Хоровое творчество И.С. Баха » Хоровое исполнительство в кантатах, ораториях, мессах и мотетах

Страница 3

В целом, в драматургии кантат И.С. Бах вырабатывал собственную творческую концепцию, которая характеризуется подвижностью, диалектичностью и перспективностью. Хоры же в такой концепции чаще всего выражали самое главное и существенное содержание кантаты и развивали это с наибольшим размахом.

Переходя к ораториям, нужно отметить, что всего среди сочинений И.С. Баха насчитывают три оратории – «Рождественская», «Пасхальная» и «На Вознесении» - формально не отличаются от духовных кантат. Отличие в том, что вместо библейского изречения, которое с разных сторон «обсуждается» музыкой (что происходит в кантатах), тут главным является событие, повествование, пусть неразвитое, но в основе которого лежит евангельский рассказ.

Оратория на Вознесение. По облику и масштабу это обычная кантата. Музыка в основном заимствована, в частности, вступительный хор и две арии. Ярок ликующе-праздничный заключительный хор, разработанный в виде широко развитой хоральной фантазии.

Пасхальная оратория. Музыка ее заимствована из светской «Пастушечьей кантаты», только речитативы написаны заново. Две инструментальные части с мужским дуэтом (№3), которому Бах присоединил хоровые партии, открывали «Пасхальную ораторию» как блестящее concerto grosso. Заключительный квартет же он превратил в торжественный хвалебный хор, напоминающий Sanctus из мессы H-moll. Обощенно-праздничная, идилличная музыка «Пастушечьей кантаты» оказалось вполне уместной в этой оратории, которая по существу не вышла за рамки духовной кантаты.

Рождественская оратория. В оратории №64. Из них, по мнению М.С. Друскина, только партии евангелиста (речитативы), оркестровые вступления ко второй части, некоторых хоров (№21, 27, 45) и альтовой партии №31 не заимствованы. Музыка взята в основном из светских кантат «Геркулес на распутье» (№213), «Гремите, литавры, звучите трубы» №214; она пересажена то целыми «блоками», то «кусками», перемеженная хоралами и речитативами. Швейцер выражает мысль, что Рождественская оратория создана для того чтобы не пропала музыка этих кантат. Учитывая полисемичность музыки Баха, можно увидеть соответствие музыкальной образности этих сочинений выражению праздничных рождественских настроений. 6 частей оратории Т. Ливанова и М. Друскин разделяют на две триады. В ней нет единства большой композиции как в пассионах, но и нет полной обособленности каждой части, как независимой кантаты. Соотношение лирического, драматического и эпического начал, характерных для духовных кантат И.С. Баха, в оратории меняется в сторону приоритета эпического начала, которые выражают здесь повествование евангелиста (речитатива) и хорал. Т. Ливанова указывает, что творческие искания И.С. Баха в этой оратории были устремлены в сфере речитативов (в оратории их 29) и хоарлов. Речитативы здесь своей экспрессивностью, многообразием и драматичностью местами приближаются к драматизму «Страстей». Хоралы же - самые интересные номера в хоровой части оратории. Для них Бах находит различные приёмы воплощения, различные типы изложения и оркестровые краски. Преемственная связь их с пассионами несомненна. Интересны заключительные хоралы 4-й и 6-й частей оратории, по сопоставлению в них инструментальных и вокально-инструментальных разделов. Они другу другу контрастируют. Праздничное ликование оркестровой части в финале оратории подводит к строгому хоральному изложению у хора, выражающему сосредоточенное проникновение в суть происшедшего. Сами же хоры, имеющие обобщённый и выразительный характер, в оратории имеют то же значение, что и во всех сочинениях И.С. Баха. Можно выделить ещё три хора - turbae №21, №26, №45. В образно-стилистическом плане они отличаются от ликующе-приветственных вступительных хоров простотой и сжатостью.

Таким образом, мы видим, что роль хоров в оратории мало чем отличается от их роли в кантатах. Исключение составляют хоралы в Рождественской оратории, роль которых здесь активизируется, для передачи более многообразных сторон эпического начала в этом произведении.

Кроме этого следует сказать о Магнификат. Музыка этого произведения отчасти родственна Рождественской оратории, но она проще основного вида баховских кантат. В ней 5 торжественных мощных хоров с трубами и литаврами. В одном из них (№11) имеется краткая фуга. Канонический латинский текст Магнификата и отсутствие сюжета не позволили Баху создать в нем речитативы и незамкнутые формы, поэтому произведение ближе к мессе, чем к кантате.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru