Анализ мессы h-moll

Страница 2

В лирическом в центре этого цикла - хор Qui tollis с обрамляющими его дуэтом и арией. Проникновенная, прекрасная тема этого хора звучит в партиях четырехголосного хора в каноническом изложении. Эта имитационная полифония хора соединяется с контрастной к ней полифонией оркестровых партией. Скорбная мольба и непосредственность лирического высказывания сближает этот хор с миром образов пассионов.

"Цикл" Credo. Главное содержание этого цикла выражено в хорах. Схематически их можно разделить на 4 группы:

а) декларативные хоры утверждения - Credo in unum Deum, Confiteor;

б) хоры прославления - Patrem omnipotentem и Et expecto;

в) хоры глубоких лирических или трагических чувств - Et incamatus, Crucifixus;

г) хор героически триумфальный - Et resurrexit.

Следует сказать и о некоторой симметричности "цикла". Два первых хора отвечают последним двум. А хоровую лирическую серцевину и кульминацию всего Credo, состоящую из трех хоров, обрамляют дуэт и ария. (59)

Первый хор Credo in unum Deum во многом выдержан в старинной полифонической манере XVI века. Это фуга для пятиголосного хора (миксолидийском лад) с григорианским напевом в cantus firmus, наложена на непрестанное волнообразное движение четвертями в басу (партия continuo), что лишает её архаичности. Она сдержанна, величава и деклоративна утверждая главный христианский догмат ("Верую во единого Бога").

Второй четырехголосный хор (№13), Patrem omnipotentem, объединяется с первым функцией начала. Он продолжает мысль предыдущего хора, но уже прославляя Всемогущество Бога, создавшего небо и землю. В отличие от внутренней сосредоточенности предыдущего хора, в этом - яркий ораторский размах торжественного провозглашения. Следующий светлый и лирический дуэт к концу несколько омрачается в предвозвестие будущего и вводит в "духовную серцевину", сердце всей мессы, лирико-трагический центр мессы - хоры Et incamatus и Crucifixus.

Пятиголосный хор Et incamatus (№15). Для передачи таинственного величия и смысла воплощения Бога в человеческое естество, Бах ограничивается скромным кругом художественных средств и создает высокий, проникновенный и одновременно лирически -"очеловеченный" образ, вызывающий благоговение у слушателя. Но сам этот хор только подготавливает восприятие следующего хора Crucifixus, одного из самых гениальных воплощений гения И.С. Баха. Тема Распятия нашла в нем обобщенно концентрированное воплощение. Этот драматический образ колоссальной трагической силы достигается целым комплексом сложно взаимодействующих выразительных средств. По форме хор - чакона на хроматически ниспадающий бас с двенацатью вариациями. Хоровая и оркестровая партии находятся в отношениях контрастной полифонии. В оркестре господствует мерность движения, голоса же возникают как бы разрозненно (от сопрано к басу), постепенно уплотняя хоровую ткань, движутся имитационно вперёд, местами обостряя интонационный строй и изменяя степень плотности звучания. Внезапная модуляция в параллельной G-dur (без светлого звучания флейт и скрипок) создаёт ощущение оцепенение смерти. Углубляя и обогащая традиционные образы lamentо, И.С. Бax гениально воплощает в этом хоре трагический образ высокой, благоговейной и мучительной скорби.

В сильнейшем контрасте хору Crucifixus следует ликующе - победный хор Et resurrexit. Это контраст смерти и воскресения есть кульминация всей мессы. Создание кульминации в самой бесстрастной и догматической части мессы явилось гениальным творческим решением в масштабе проиведения. Пасхальная радость в этом пятиголосном хоре создается общим характером оркестровой музыки в ритме и духе полонеза, "ударным началом" духовых и литавр, полным комплексом струнных, "юбиляционным" обликом имитируемых тем, виртуозным и вдохновенным соло баса. Форма хора в целом ритурнельная. В четырёх разделах хора, которые предваряются оркестровым ритурнелем, главенствует, будучи частично варьированная, основная тема.

После зоны кульминации слушателю дается отдых и блаженное умиротворение арией баса "Et in spiritum Sanctum". После неё наступает монументальный финал цикла Credo (хоры Confiteor и Et expecto).

Пятиголосный хор Confiteor. Это наиболее многосоставный хор в мессе. Первый раздел хора выдержан в традиционно полифоническом складе, как двойная фуга с присоединением к ней григорианской мелодии. Здесь полифоническое мастерство И.С. Баха воистину беспримерно. Второй раздел хора, смелый и свободный по выразительным средствам, контрастирует первым. В догматическую декларацию первого раздела неожиданно вторгается Adagio с драматическим ощущением непостижимой тайны бытия - " .чаю воскресения мертвых".

Последний пятиголосный хор этого цикла Et expecto утверждает победу жизни над смертью. Он проник единым порывом ликующе - восторженного хваления. В хоре сопоставлены 4 темы героически - торжественного характера, которая полифонически развито проведены каноном.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru