Духовные сочинения С.В. Рахманинова в контексте русской православной хоровой культуры первой половины ХХ века

Материалы » Духовные сочинения С.В. Рахманинова в контексте русской православной хоровой культуры первой половины ХХ века

Страница 1

В данной работе ставится задача проанализировать историко-культурные, мелодико-гармонические и исполнительские аспекты хоровых духовных сочинений С. В. Рахманинова – «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное Бдение».

Вторая половина XIX – начало XX вв. занимает особое место в истории православной хоровой культуры России. После кризиса XVII – XVIII вв., когда была почти полностью разрушена древнерусская система церковного пения, на рубеже XIX – XX столетий наступил расцвет отечественной духовной музыки.

Безусловно, одной из причин, повлиявшей на кризис церковно-певческого искусства стало то, что работавшие в России иностранные капельмейстеры-композиторы, занимаясь преимущественно оперной музыкой, вынуждены были сочинять и духовную. Церковный историк Н. Д. Тальберг пишет: «В церковное пение вводились арии из итальянских опер»[1]. Музыкальный теоретик В. Ф. Одоевский отмечает вторжение чужеродных элементов «с итальянскими каденциями» и введением хроматизмов в диатонические по своей природе напевы[2]. Понятно, что знаменные песнопения в этих условиях не могли найти духовной опоры для своего существования.

В связи со становлением русской национальной композиторской школы, в XIX в. несомненный интерес к церковным хорам проявляют такие композиторы, как М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, В. С. Калинников, А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов. Свою задачу они видели в возрождении традиций древнего православного пения, которые, как уже отмечалось выше, были утрачены с приходом в Россию европейской культуры в середине XVII – второй половине XVIII вв.[3] Композиторы-классики писали отдельные произведения и сборники песнопений для богослужения, П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов создали полный служебный цикл к «Литургии» и «Всенощному бдению».

Композиторское наследие Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943) включает в себя произведения различных музыкальных жанров, в том числе и духовно-хоровые сочинения, которые продолжают лучшие традиции русской церковной музыки, начатые произведениями С. И. Танеева, А. Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского, С. В. Смоленского и деятельностью Московского Синодального хора.

Ещё в студенческие годы С. В. Рахманинов обращался к церковной тематике: им были написаны шестиголосный мотет Deus meus, духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» (на текст кондака Праздника Успения Пресвятой Богородицы). Но вершиной духовного творчества композитора стали «Литургия св. Иоанна Златоуста» (соч. 31, 1910 г.) и «Всенощное бдение» (соч. 37, 1915 г.).

Надо сказать, что ко времени написания «Литургии св. Иоанна Златоуста» С. В. Рахманинов был уже достаточно зрелым композитором, поскольку им были созданы две симфонии, три фортепианных концерта и три оперы. Используя традиции литургии (православной обедни), он создал произведение, в котором применяет фольклорные мелодические напевы, знаменный роспев и имитации колокольного звона, что придаёт музыке подлинно национальный характер и создаёт яркий образ древнего культового пения.

«Литургия» впервые прозвучала 25 ноября 1910 г. в исполнении Московского Синодального хора под управлением выдающегося русского дирижёра и регента Н. М. Данилина. Весной 1911 г. это произведение было исполнено хором Мариинского театра в Петербурге, которым дирижировал сам композитор. Один из современников отмечал: «Новизна и свежесть интонаций распевов, их ладовое строение и свободный ритм, с одной стороны; новые, ранее композитором не использованные тексты, необычные образы и настроения – с другой, наконец, соблазнительная для ученика С. И. Танеева художественная задача – создание полифонического произведения в стиле a′cappella увлекли Рахманинова и излились в его «Литургии»[4].

«Литургия» С. В. Рахманинова – это хоровой цикл с несколько пышной для церковной традиционной музыки звучностью. В её сложной фактуре, полнозвучном гармоническом складе, разнообразной нюансировке, частых изменениях темпа заметно преобладание концертного стиля. В контрастных между собой частях происходит диалог: образы глубокого раздумья перекликаются с величественным и богатырским шествием, умиротворённость и образ сияющего света – с горячей мольбой о спасении и торжественным перезвоном.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru