Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников

Материалы » Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры » Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников

Страница 1

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

Наконец, игра на инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ребенка.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Классификация музыкальных инструментов

Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны.

К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевых играх.

Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов:

Неозвученные (лишь изображающие инструменты) - предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.

Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

Игрушки - инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты - погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.;

Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки и т. д.;

Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы) - органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т. д.;

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом - металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д.

Музыкальные игрушки и инструменты, кроме того, классифицируются по следующим группам:

Группа струнных - цитра, домра, балалайка и т. д.;

Группа духовых - флейта, саксофон, кларнет, губная гармошка;

Группа ударно-клавишных - пианино, рояль и т. д.;

Группа клавишно-язычковых - баян, аккордеон, гармоника и т. д.;

Группа ударных - бубен, барабан, тарелки, металлофон и т. д.

Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона - тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебания металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. У цитры - тембр светлый, нежный мягкий; звук образуется в результате вибрации струн, а извлекается с помощью медиатора.

Применение в работе различных музыкальных игрушек - инструментов дает возможность удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего - когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru