Марийские композиторы России

Материалы » Марийская музыкально-песенная культура » Марийские композиторы России

Страница 2

В педтехникуме он впервые делает попытку сочинения музыки. Это была обработка восточно-марийской песни “Снеге” по законам Палантая.

После завершения учебы Искандаров уезжает работать в Мари-Турекский район - в Нартасский сельскохозяйственный техникум учителем музыки и пения. Однако мысль и желание стать музыкантом, учиться музыке дальше не покидают Искандарова.

В 1928 году он поступает в Московскую государственную консерваторию на дирижерско-хоровой факультет и учится у таких мастеров хорового дирижирования, как П. К. Чесноков, Н. М. Данилин, А. В. Никольский, И. В. Способин, А. В. Александров. В консерватории возвращается к сочинению музыки. Характерной тенденцией образования того времени было стремление приблизить учебный процесс к жизни, к практическим запросам культурного развития. Была установлена и обязательная длительная производственная практика.

Большую популярность в 30-60-е годы получила песенная лирика и хоровые сочинения А. Искандарова («Не могу забыть», «Как мне быть», хоровые пейзажные зарисовки - «В лесу», «Кукушка» и др.). Значителен вклад в национальную вокально-хоровую музыку К. А. Смирнова. Его хоровые обработки отличаются яркостью звучания, картинностью, -«Туп-дуб-дуб», «Звонкоголосая гармонь» и др. Для музыки 70-90-х годов характерно стремление к циклизации хоровых миниатюр, обращение к крупным формам и жанрам. Были созданы первая марийская оратория С.Н. Макова «Муралтем мый йывыртен» (Я от радости пою) на стихи Й. Кырли, хоровой концерт Ю.С. Евдокимова, хоровая кантата В.А. Захарова «Чавайнлан семаршаш» (Венок Чавайну) на стихи С.Г. Чавайна. Сохраняется у современных авторов интерес к жанровой миниатюре (сочинения Ю.С. Евдокимова, В.М. Алексеева).

Кузьма Алексеевич Смирнов

(1917-1963)

Родился 10 октября в деревне Шихмамат Медведевского района РМЭ. Рос в крестьянской семье. После окончания Йошкар-Олинского музыкального училища поступил в Ленинградскую консерваторию. Его педагогами в области композиции были профессор Х.С.Кушнарёв, Д.Д.Шостакович, Б.А.Арапов.

Во время учебы в училище, консерватории и особенно в годы работы в МарНИИ – сначала заведующим сектором искусств, а затем – научным сотрудником по музыкальному фольклору (1943-1947) – Смирнов много ездит по Марийской республике, Башкирской, Татарской АССР, Кировской и Пермской областях с целью записи музыкального фольклора. Им было собрано и обработано около 700 марийских народных мелодий.

Своеобразием и оригинальностью отличаются обработки народных песен Смирнова, основанные на сочинении приемов народного творчества и профессионального искусства. К.Смирнов впервые в истории марийской музыки обращает к крупным симфоническим жанрам. Им созданы две симфонии, фантазия на горномарийские темы, музыкальные картины, поэма и др. Музыка к драматическим спектаклям, романсы, произведения для фортепиано, для скрипки и фортепиано – таков далеко не полный перечень жанров, свидетельствующий о широте творческих интересов композитора.

Значительный вклад в развитие национального искусства отмечен присвоением его имени ДМШ в посёлке Медведево.

Страницы: 1 2 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru