Характеристика основных структурных частей (певческие упражнения, музыкально-дидактические игры, песни, упражнения на развитие песенного творчества)

Материалы » Музыкальное воспитание в детском саду » Характеристика основных структурных частей (певческие упражнения, музыкально-дидактические игры, песни, упражнения на развитие песенного творчества)

Страница 1

Уровень общего музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей старшей группы еще очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3—4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это усложняет работу педагога, который должен научить каждого ребенка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определенный объем устойчивых певческих умений.

Используются упражнения-игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций. Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты: интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен.

Например, мелодия песенки «Прибаутка» (обр. В. Карасевой) построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков.

«Солнышко-ведрышко» В. Карасевой — одно из упражнений, которое побуждает ребенка к первым попыткам чисто интони­ровать звуки, различные по высоте.

Песня «Дудочка» В. Карасевой — полезное упражнение на гласные для расширения диапазона голоса.

В средней группе дети знакомились с высокими и низкими звуками. В старшей группе эти представления закрепляются и формируются знания о средних звуках, умение их слышать в пределах квинты. Упражнение «Бубенчики» Е. Тиличеевой помога­ет этому.

Для того чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропеть ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков (движение руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении).

Песни-упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей.

Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогут такие песенки, как «Кукушка» Е. Тиличеевой, «Дудочка» В. Карасевой, русские народные песни.

Систематическое использование песен-упражнений (не менее 6—7 в квартал) поможет педагогам сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.

Одна из сложных задач «Программы .» — это «уметь петь без музыкального сопровождения с воспитателем», как показывает практика, часто не выполняется. Как правило, песни разучиваются

Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни. Кроме того, игры с пением — это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.

Игры с пением разучиваются на музыкальных занятиях. Вначале разучивается песня, постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.

Позднее, при закреплении игры детям представляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно.

В играх с пением дети упражняются в умении петь, а капелла. Важно, чтобы воспитатель создавал в группе ситуацию, при которой дети стремились бы повторить игру. Для этого порой достаточно внести необходимые атрибуты, шапочки-маски.

Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать и мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к самостоятельному пению.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru