А. Скрябин прелюдия ор. 11 № 2

Материалы » Прелюдии А. Скрябина » А. Скрябин прелюдия ор. 11 № 2

Страница 2

Второе предложение второй части является новым (вторым по счету) вариантом первого предложения первой части. Несмотря на то, что оно выполняет функцию репризы, здесь продолжается интенсивное гармоническое и мелодическое развитие: постоянно меняются устои, возникают не появлявшиеся ранее тональности, в мелодии единственный раз во всей пьесе звучит короткий пунктир. Несмотря на прояснение фактуры характер звучания "репризы" отличается двойственностью, присущей музыкальному материалу пьесы изначально – в ней совмещаются черты и экспозиционного и серединного типа изложения.

Таким образом, общий план композиционной структуры прелюдии сводится к следующей схеме:

Комплекс использованных в прелюдии музыкально-выразительных средств направлен на акцентирование изменчивости передаваемых в музыке эмоций, различные оттенки которых быстро сменяют друг друга, как бы ускользая от слушателя.

Мелодическая линия – импульсивная. Она полностью построена на волнообразном движении, в которое эпизодически включаются восходящие мотивы, устремленные только вверх (такты 9 – 12, 25 – 28). Направление движения мелодии часто меняется. Благодаря широким скачкам линия верхнего голоса приобретает угловатость и заостренность рисунка, что подчеркивает нервную напряженность музыки. Кроме того, каждая фраза или мотив начинаются с движения вверх, но заканчиваются своеобразным падением вниз – едва зародившийся внутренний порыв бессильно гаснет.

Мелодия прелюдии не обладает целостностью и широтой. Она разбита на построения различных масштабов. В первой части последовательность мотивов в звеньях секвенций образует масштабно-тематическую структуру дробления, которая вне секвенций сменяется периодичностью. Цезуры здесь выражены главным образом паузами, а также остановками на долгой длительности (во фразах, завершающих каждое предложение). Такое сочетание дробящихся и периодичных структур создает эффект стремления привести внутренние переживания к равновесию, достичь успокоения.

Во второй части в первом предложении образуется новая структура – дробление с замыканием. Цезуры по-прежнему выражены паузами и долгими длительностями, но к этим признакам добавляются также повторы в мелодии (такты 45 – 46). Изменение масштабно-тематической структуры свидетельствует о достигнутом ненадолго равновесии эмоций, т.к. во втором предложении снова возвращаются структуры дробления.

Зыбкость отраженных в прелюдии оттенков душевных переживаний особенно ярко подчеркивается в гармонии. Она насыщена неразрешенными диссонансами, обилием неаккордовых звуков, альтераций, а также внезапными тональными сдвигами.

Основной тональностью прелюдии является ля-минор, но ее тоника практически не прослушивается за многочисленными диссонансами функций S и D. Тоническая гармония представлена только секстаккордом или квартсекстаккордом, которые вместе с учетом ее редкого появления определяют тональную неустойчивость пьесы. Основная тональность сопоставляется с побочными, которые вводятся двумя способами: с помощью модулирующих секвенций и с помощью модуляций или отклонений. Общий тональный план прелюдии включает следующую последовательность тональностей: a-e-a-gis-e-G-g-F-a-d-a.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru