Мятежный боп

Страница 1

Джазовый стиль боп (bop), сложился к началу 40-х годов, придя на смену распространенному тогда свингу (свинг—стиль на рубеже 20-30-х годов, возникший в результате слияния негритянских и европеизированных форм джазовой музыки). Известен также под названием «бибоп», «рибоп» или «минтонс-стиль». Все эти названия, кроме последнего, имеют звукоподражательное происхождение и связаны с практикой скэт-вокала (СКЭТ - в афроамериканском фольклоре техника слогового пения, основанного на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний). Термин «минтонс-стиль» происходит от названия гарлемского клуба «Minton's Playhouse», где выступали первые музыканты бопа, его основоположники. Основными отличительными чертами нарождающегося стиля стали культ свободной сольной импровизации и новаторство в области мелодики, ритмики, гармонии, формы и других выразительных средств.

В отличие от свинга, в становлении которого значительную роль сыграли белые музыканты, боп создавался исключительно черными джазменами. В 20-30-е годы в США отношение к неграм стало меняться, у творческой интеллигенции возрос интерес к негритянскому искусству. Негры перестали быть людьми второго сорта. К 1940 году в джазе работало множество негров, которые, в свою очередь, выступали против идеи врожденного превосходства белых и шли своим собственным путем в музыке. Некоторые идеи, характерные для бопа, еще до его возникновения нашли свое отражение в творчестве гитариста Чарли Крисчена.

Чарли Крисчен родился в Далласе, но вырос в Оклахома-Сити. В то время этот город являлся одним из музыкальных центров юго-запада США. Отец его был слепым гитаристом. С детства Чарли обучался игре на тромбоне, контрабасе и фортепиано. Однако любимым его инструментом всегда была гитара. В своих импровизациях Чарли Крисчен, выросший в атмосфере блюза, на протяжении всего своего творчества использовал блюзовые тоны. В 1939 году, уже обладая солидной репутацией среди музыкантов Юго-Запада, Крисчен попал в ансамбль к Гари Гудмену, покоренному его исполнением на электрогитаре темы «Rose Room». Через несколько недель Крисчен считался корифеем джаза.

Игра Чарли Крисчена, внешне не отличавшаяся от игры мастеров свинга, в то же время содержала нечто абсолютно новое. Он часто вводил в аккорды квартовый тон для создания впечатления диссонанса. Помимо этого он использовал уменьшенные септаккорды, содержащие уменьшенную квинту, что весьма характерно для бопа. К тому же он любил играть ровными длительностями без синкоп и выстраивать соло из длинных цепочек ровных восьмых – последнее в то время можно было услышать лишь у пианистов. Для манеры Крисчена было характерно использование фраз с непривычным числом тактов, обрывавшихся в самом неожиданном месте - как правило, на второй, а чаще на четвертой доле, в то время как другие музыканты - мастера свинга отдавали предпочтение первой и третьей долям.

В творчестве Крисчена заметно влияние традиционной джазовой гитарной школы Юго-Запада и, в меньшей степени, Джанго Рейнхардта. Его, несомненно, ждало блестящее будущее, если бы этому не помешало слабое здоровье: в феврале 1942 года, когда он умер от туберкулеза, ему было всего 22 года…

Один из основоположников бопа Джон Гиллеспи родился в 1917 году в Чироу (в Южной Каролине) и был последним, девятым ребенком в семье. Отец его был каменщиком, а в свободное время руководил джазовым оркестром. К 1927 году десятилетний Гиллеспи настолько преуспел в игре на музыкальных инструментах, что получил стипендию Лоринбургскго института (промышленной школы для негров в штате Северная Каролина). Сначала он отдавал предпочтение тромбону, но вскоре переключился на трубу, одновременно всерьез занимаясь изучением теории музыки. В 1935 году, после смерти отца, он был вынужден бросить институт и работать ради заработка в местных оркестрах. Вскоре, в 1937 году, он занял в оркестре Тедди Хилла место ушедшего Роя Элдриджа, на стиль которого тогда ориентировался. В ту пору оркестр играл классический свинг. Несмотря на его эксцентричные выходки, за которые он получил прозвище «Диззи» (придурок), Хилл, вопреки уговорам оркестрантов, не выгнал его: молодой трубач как музыкант был лучше большинства из них.

В 1939 году Диззи перешел в оркестр Кэба Кэллоуэя. С этого момента начались эксперименты. Странные фразы, которые он вставлял в свои соло, Кэллоуэй в раздражении называл «китайской музыкой». Вскоре Гиллеспи познакомился с Кенни Кларком, игравшим у того же Тедди Хилла и конфликтовавшим с ним из-за своей приверженности к экспериментаторству, как ранее Диззи. В частности, новаторство барабанщика Кларка проявлялось в том, что он задавал граунд-бит на большой тарелке, а не на большом барабане или хай-хэте, как это делали другие; это давало ему возможность большой барабан использовать лишь для расстановки акцентов. В конце концов, Хилл выгнал Кларка из оркестра, но год спустя, к глубокому удивлению последнего, предложил ему организовать небольшой клубный ансамбль.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru