Европеизированный кул-джаз

Страница 1

Пока приверженцы свинга, диксиленда и бопа сражались между собой за место под солнцем, стремительно набирало силу четвертое направление, угрожавшее вскоре отодвинуть в тень все остальные течения в джазе. Множество музыкантов, пришедших в джаз в 40-х годах, имели музыкальное образование и были хорошо знакомы с классической музыкой. Они знали, что такое фуга, как построена соната, умели правильно переносить темы из одной тональности в другую. Некоторые из них стремились применить эти знания в джазе, прежде всего в свинговых оркестрах.

Одним из таких музыкантов был пианист и аранжировщик Стен Кентон. Он родился в 1912 году в Лос-Анджелесе. Еще в детстве обучался игре на фортепиано, пробовал себя в композиции. В 16 лет уже писал аранжировки для местных джаз-ансамблей. В 30-е годы работал пианистом и аранжировщиком в небольших танцевальных оркестрах. В 1941 году Кентон создал свой собственный оркестр, слава к которому пришла в 1943 году после записи пьесы «Artistry in Rhytm», основанной на теме из балета Равеля «Дафнис и Хлоя». Во многом это был уже симфонический джаз. С легкой руки Кентона в моду стали входить сложные аранжировки с богатым голосоведением, рассчитанные на большие оркестры. В 1946 году по популярности с оркестром Кентона мог соперничать только оркестр Вуди Германа.

Герман был известным кларнетистом эры свинга и руководителем оркестра, исполняющего аранжировки блюзов. Под влиянием своего кумира Эллингтона в начале 40-х годов он стал использовать более сложные аранжировки с использованием приемов европейской музыки, многие из которых были написаны талантливым саксофонистом Дейвом Мэттьюсом, прежде работавшим с Кентоном и Гиллеспи. В оркестре играли первоклассные солисты – трубачи Сони Берман и Пит Кэндоли, саксофонисты Зут Симс, Стен Гетц, Серж Шалофф, Флип Филипс, Эл Кон и тромбонист Билл Харрис. Харрис был самой заметной фигурой в оркестре. Его исполнение всегда было насыщено яркими звуковыми находками.

Герман, как и Кентон, много сделал для симфонического джаза. По его заказу Игорь Стравинский написал композицию «Ebony Concerto», которая была с триумфом исполнена в 1946 году в Карнеги-Холл.

В том же направлении работал и оркестр Клода Торнхилла. Хотя этот коллектив никогда не был столь же популярен, как оркестры Кентона и Германа, но все же оставил заметный след в развитии джаза. Аранжировщиком в оркестре был Гил Эванс. В своих аранжировках он делал упор исключительно на разнообразное и богатое звучание, а не на энергичный свинг или солистов. Одним из первых в джазе Эванс включил в состав оркестра валторну и другие инструменты, характерные для симфонического оркестра. В стиле оркестра явно ощущалось влияние композиторов-импрессионистов. В то же время Эвансу и оркестрантам были не чужды и новые гармонии бопа.

Еще одним оркестром, в чьем творчестве соединялись принципы бопа и европейской музыки, был оркестр под руководством саксофониста Бойда Рэйберна. В состав коллектива время от времени входили боперы – Гиллеспи, Бенни Харрис и Додо Мармароза. Несмотря на поддержку Дюка Эллингтона, оркестр не имел успеха у публики, которая находила его музыку слишком сложной, и скоро пришел в упадок: в 1952 году имя Рэйберна практически исчезло с афиш.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru