Европеизированный кул-джаз

Страница 2

Энтузиаст джаза Кентон в 50-60-х годах основал ряд центров по обучению джазу в школах и колледжах страны. В этих условиях возник так называемый стэйдж-бэнд (сценический оркестр). Подобные оркестры по сей день существуют во многих крупных американских школах и колледжах и обеспечивают постоянный приток новых джазовых исполнителей, знакомых с музыкальной грамотой и способных делать аранжировки.

В то время как Кентон и Герман утверждали европеизированный оркестровый джаз, один слепой эксцентричный пианист, неизвестный широкой публике и по сей день, осуществлял собственную революцию. Звали его Ленни Тристано. Он родился в Чикаго в 1919 году, и в результате перенесенной в раннем детстве тяжелейшей формы гриппа к 1928 году был почти слепым. По утверждениям самого Ленни, он «пробовал играть» на фортепиано уже в два года. На эстраде стал выступать с двенадцати лет. Впоследствии получил степень магистра по композиции, занимался преподаванием и выступал на чикагской сцене как пианист и исполнитель на деревянных духовых. К середине 40-х годов он был одним из наиболее образованных джазовых музыкантов. У него была прекрасная фортепианная техника, солидная теоретическая подготовка и изрядный опыт работы в джазе. Подобно Гершвину и Кентону, Тристано пытался объединить принципы джазовой и классической музыки.

В 1946 году Тристано переехал в Нью-Йорк, где занимался преподаванием музыки. Вокруг него сплотилась группа музыкантов, поверивших в его принципы и готовых подчиниться его авторитету. Во время недолгого выступления в клубе «Бердленд» его ансамбль каждый вечер начинал выступление с исполнения инвенций Баха. В 1944 году он сделал несколько записей, которые оставили публику совершенно равнодушной, но обратили на себя внимание даже тех музыкантов, которые не разделяли его идей. В то время в ансамбль входили саксофонисты Конитц и Уорн Марш, гитарист Билли Бауэр, а также барабанщик и контрабасист, роль которых была ограниченной.

Главной целью Тристано было создание «чистых» мелодических линий со свободным метром. От исполнителей он требовал максимально ровной игры, чтобы не ощущалось границы тактов. Он широко использовал модуляцию, меняя тональности чуть ли не в каждом такте, а иногда и чаще.

Эксперименты Тристано на этом не закончились. В мае 1949 года, после окончания одного из сеансов звукозаписи он попросил не убирать микрофоны и вместе со своими музыкантами сыграл нечто столь дикое и непонятное, что фирма звукозаписи не сразу решилась выпустить пластинку. Когда же она вышла под названием «Intuition», музыканты были столь же озадачены, сколь и работники фирмы (еще одна подобная запись под названием «Digression» появилась позже). Тристано и его ансамбль всего лишь исполнили так называемый фри-джаз, почти на десятилетие предвосхитив его официальное рождение! Правда, в отличие от опытов Коулмена эти пьесы имеют определенную метрическую организацию, в них ощущается темп, хотя гармонически они полностью свободны, а каждый инструмент играет в той мелодической системе, которая ему подходит.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru