Хоровое творчество Шнитке

Материалы » Хоровое творчество Шнитке

Страница 3

У "Agnus Dei" есть и конкретные образные прототипы в музыке "Стихов покаянных". Например, завороженное, как бы бесконечное "парение" хроматизированных линий у женских голосов - их свободные взлеты по цепи однонаправленных интервалов в "заоблачную высь" и столь же неожиданный - немотивированный! - спуск созвучны другим страницам музыки "четвертого измерения" - прежде всего, N11, 12 из "Стихов покаянных".

Стилистические особенности "Agnus Dei" - особая современность языка и, вместе с тем, ориентация на традиции западноевропейской богослужебной музыки - связаны, очевидно, с его замыслом. Напомним, что "Agnus Dei" должно было стать частью Мессы мира, произведения, призванного объединить в совместном молении - молении о мире! -композиторов, разных как по своей национальной принадлежности, так и по творческому облику - О. Мессиана и Р. Либерманна, И. Матцсудайра и Д. Менотти, Шнитке и К. Пендерецкого (кстати, создателя православной "Херувимской"!). Символично, что автором Domine Deus должен был стать лауреат "Приза за мир" (Prise for Peace).

Таким образом, круг явлений современной хоровой культуры, с которыми можно проследить связи хорового творчества Шнитке, включает в себя течение Новой духовной музыки, с одной стороны, и современную западноевропейскую музыку, с другой. При этом, оба художественных направления ориентированы на "диалог эпох" - возрождение традиционных жанров, а вместе с ними - фактурных формул, мелодических типов, как духовных вневременных символов в контексте современной стилистики. Оба предполагают ощущение времени "как связанной линии", почти как "единовременного аккорда" (А. Шнитке), обоим созвучны проповедываемые композитором идеи универсальности культуры и ее единства, никогда не потеряющие своей актуальности.

Каждое из зрелых сочинений Шнитке для хора и с его участием - произведение глубоко мировоззренческое. Именно здесь наиболее полно воплощены этические идеалы композитора, его отношение к животрепещущим вопросам бытия. При этом некоторые аспекты философского мировоззрения композитора находят непосредственное отражение в музыкальной организации его произведений, включая и их музыкальную ткань. Этим во многом определяется оригинальность хорового письма Шнитке.

Произведения разных жанровых сфер объединяет и общая музыкальная лексика. Мелодика и гармония хоровых сочинений основаны на системе сформировавшихся в инструментальной музыке композитора звуковысотных структур (ЗВС); в то же время, инструментальный мелос нередко отличается поистине вокальной выразительностью. В инструментальной сфере широко используется семантика хоровых жанрово-фактурных стереотипов, а боровая фактура пронизана инструментальными влияниями и т.д. Универсальным качеством фактуры произведений композитора является гетерофонный генезис - проекция на музыкальную ткань идеи стереофонической многомерности мира. Хоровая фактура ассимилирует из инструментальной музыки целый ряд сонорных фактурных типов со стереофоническими эффектами, приемы тембровой и фактурной драматургии, которые в новом контексте приобретают новые особенности тканевой структуры и семантики.

При глубокой стилистической общности сочинений различных жанровых сфер, каждая из них сохраняет свою специфику. Хоровую музыку композитора, в особенности - на духовную тему, в целом отличает особая возвышенная простота музыкального языка: кантиленность диатонических мелодий, "классические" ассоциации в гармонии, рельефно прослушиваемая полифония и т.д. Несмотря на "инструментальное" слышание хора и использование авангардных техник письма, большинству хоровых произведений Шнитке присущи важнейшие "родовые" качества фактуры хоровой музыки - осмысленность голосоведения, гибкая модуляционность ткани, эффектная темброфоническая контрастность; сохраняет свою приоритетную роль "символ" хорового начала - хоральная фактура, не уступающая по количеству разновидностей модификациям канонической техники. Эти особенности стилистики хоровой музыки обусловлены не только пониманием автором "охранных качеств" хорового жанра, но и его сознательной ориентацией на сложившиеся хоровые традиции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru