Хоровое творчество Шнитке

Материалы » Хоровое творчество Шнитке

Страница 4

«Желтый звук» (« .der gelbe Klang»), сценическая композиция по В. Кандинскому для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло и смешанного хора (1973-1974, 2-я ред.- 1983), основывается не на какой-либо живописной картине знаменитого русского художника, а именно на сценической композиции, опубликованной в известном альманахе «Синий всадник» (1912). У Кандинского это синтетическое произведение, соединяющее краску, пластику, слово, музыку (пантомима, цветные проекторы, оркестр, певцы). «Klang» означал и звук, и тембр, и «тон», и пластический жест, и т. п. Словесный текст в оригинале дан на немецком языке, и Шнитке для своего произведения сам сделал перевод на русский. Либретто Кандинского бессюжетно - здесь уже появился тот абстракционизм, теоретиком и родоначальником которого он стал. В публикации в «Синем всаднике» есть подробная световая партитура, указания характера музыки и движений пантомимы. При этом в соотношении компонентов Кандинский стремился не к унисону, как Скрябин в «Прометее», а к контрапункту музыки и цвета. Например, когда в цвете дается максимум интенсивности, в музыке, наоборот, следует спад.

Появление замысла «Желтого звука» Шнитке было связано с предложением Г. Рождественского написать произведение для готовящегося им концерта «Музыка и живопись». Рождественский подал мысль выбрать в качестве темы что-нибудь из живописных произведений, например, П. Клее. Шнитке выбрал сценарий «Желтый звук». Следуя либретто Кандинского, он писал сочинение двоякого назначения: чтобы можно было его и поставить на сцене, и сыграть в концерте с репродуцированием картин того же Кандинского. Однако намеченного исполнения в концерте Рождественского по каким-то причинам не произошло. Премьера состоялась в 1975 г. во Франции, на маленьком фестивале в местечке Сен-Бом (хореограф Польери).

«Желтый звук» - наиболее сонористическая вещь Шнитке, где идея интерпретации звука как краски осуществлена на уровне современных возможностей музыки. Тем не менее и эта музыка не является чисто сонорной, композиция пронизана сквозным развитием мелодического и ритмического тематизма.

Отметим некоторые из «сонорохромных» находок в партитуре «Желтого звука».

Во вступлении необычна краска начала - шепот хора на вдохе; темброво она корреспондирует с «шепчущими» звуковыми волнами, идущими от удара тамтама. От таинственных «синусоид» хора звук модулирует к трели кларнета и затем к равномерному ритмическому биению чембало и фортепиано (см. Приложение).

Из новых звукоинтонационных моментов отметим, например, следующую неевропейскую краску у фортепиано: «глиссандо по обмотке басовых струн - звенящий, богатый обертонами тембр, напоминающий звучание ситара», а в хоровых партиях - волны вокабул.

«Голоса природы», вокализ для 10-голосного женского хора (5 сопрано, 5 альтов) и вибрафона (1972) - сочинение на грани собственно концертной и кинотеатральной музыки. Сначала это был музыкальный эпизод для кинофильма М. Ромма «Я верю» («Мир сегодня»). Фильм приковывает внимание к страшным моментам современной жизни - войнам, насилию, росту фашистских настроений, наркомании, а в конце воплощает выход из мрачных картин и мечту о светлом будущем человечества. Замедленным наплывом показывается красота Земли: горы, олени, земля из космоса и т. д. Здесь и должна была звучать музыка Красоты и Света - голоса Природы. Хоровой эпизод представился автору музыки достаточно законченным, достойным отдельного существования (хотя впоследствии этот, по музыкальной терминологии, «период из двух предложений» виделся ему чрезмерно кратким).

Хор «Голоса природы» - возможно, самая малая из миниатюр Шнитке: 30 звуков мелодии, 4 минуты звучания. Пограничность между концертной и киномузыкой ска зывается в присутствии традиционных средств: тональности (B-dur - g-moll), классической аккордики, строгого размера 4/4. Но он нов и свеж по звуковому колориту.

Хор представляет собой пространственную звуковую картину зарождения безымянных «голосов природы», медленного сложения из отдельных звуков широкой, гимнической мелодии, нарастания до торжественной кульминации и удаления, замирания. Идет сложная игра мажорными и минорными красками, так что в кульминации звучит не мажор, а минор. Оригинальна темброфактура: десять звонких, светлых женских голосов с добавлением фантастически вибрирующего в воздухе вибрафона отражают свои мелодии в объемном эхе, и ведущая мелодия стереофонически просвечивается в диагонали и глубинной перспективе хоровой массы. «Голоса природы» - островок чистого света в творчестве Шнитке этого периода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru