Джаз: генезис

Материалы » Джаз: генезис

Страница 2

Характерные особенности музыкального диалекта джаза были изобретены еще в ХІХ веке, и одним из самых известных их последователей можно назвать Чарльза «Бадди» Болдена (1968-1931) — корнетиста, руководителя одного из первых известных негритянских джазовых оркестров, организованного в начале 90-х годов ХІХ века (Buddy Bolden’s Ragtime Band), яркого представителя новоорлеанского джаза. Особенный тип импровизационного инструментального джаза от «Бадди» Болдена был унаследован такими музыкантами, как Джозеф «Кинг» Оливер, Уилли «Банк» Джонсон, Луи «Сэчел Маут» Армстронг.

В популярной литературе распространено мнение, что джаз возник в Новом Орлеане в конце 1890-х годов. Однако детальное исследование негритянской музыки Юга показывает, что происхождение большинства важнейших элементов джаза относится к гораздо более раннему периоду. В частности, они встречаются на каждом шагу в рэгтаймах и песнях уже в 1900-х годах — у таких композиторов, как Скотт Джоплин и Розамунд Джонсон. Вполне возможно, что эти элементы присутствовали еще в музыке самых ранних менестрельных шоу (minstrel show) и народных негритянских представлений этой эпохи рабства. Музыке этой традиции были свойственны удивительная спонтанность и ритмическая активность — качества, обычно ассоциируемые с негритянской музыкой.

Стоит также заметить, что джаз не ограничивается только музыкальными функциями. Он порождает определенный тип танцевальной пластики, в которой проявляется несомненное эстетическое и ритмическое единство движения и музыкального исполнения. В простейшей форме эта пластика выражается в бессознательном раскачивании и притопывании в такт музыке. импровизация полиритмия синкопирование свинг

О джазе говорили как о «народной музыке». Однако во многих отношениях он совершенно не похож на народную музыку былых. Джаз превозносили как «музыку будущего», выдели в нем своего ода потенциального преемника великих традиций европейской музыки последних двух-трех столетий. Но его сходство с этой музыкой остается чисто внешним. Ведь джаз, в сущности, вовсе не является «концертной музыкой». В значительной мере его обаяние и живая непосредственность утрачиваются, когда его исполняют перед большой аудиторией как симфонию или оперу. Наконец, он совсем не обладает интеллектуальными композиционно-структурными качествами, способными поддерживать в течение долгого времени интерес и внимание образованной музыкальной аудитории.

Мелодии джаза не передаются из поколения в поколения в относительно первозданном виде, как это происходит со многими народными мелодиями. Примечательно и то, что людей, которые создают джазовую музыку или как-либо участвуют в ее создании, нельзя безоговорочно отнести к таким категориям, как «композитор», «исполнитель», «слушатель» — в том смысле, как она понимаются применительно к оперной и симфонической музыке. В джазе данные категории невозможно четко разграничить.

Вообще, в литературе содержится много спорных и весьма запутанных суждений на тему о джазе. Вероятно, ни одно явление в истории музыки не становилось еще объектом стольких спекуляций. Сразу же после первой мировой войны в течение некоторого времени было модно утверждать, что джаз является олицетворением и выражением духа машинной эры в музыке, отражает систему разгула и моральной распущенности послевоенного мира. Поскольку именно в годы первой мировой войны джаз достиг такой большой популярности, как никогда прежде, многие стали считать его своеобразной формой эмоционального отчуждения, бегства от тягот военного времени. Также распространено было мнение, что джаз оказывает деморализующее влияние на американскую молодежь. Немало было и тех, кто находил в джазе, несмотря на его кажущуюся беззаботность, некий скрытый язык сатиры.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru