Великие исполнители и педагоги класса валторны

Страница 4

Буяновский хорошо разбирался в мундштуках и в свое время сам их вытачивал для себя и для многих валторнистов.

После упорядочения постановки, закрепления основ деятельности губ, языка и дыхания в работе с учеником продолжался долгий путь становления музыканта. Подчинение работы исполнительского аппарата требованиям музыки, трудностей технических музыкальным задачам— этими принципами руководствовался Буяновский и его ученики-педагоги.

Учить музыке, развивать музыкальную культуру, вкус, потребность и привычку музицировать в высоком смысле этого слова —и одновременно объяснять приемы, побуждать ученика самого находить необходимые амбушюрные, мышечные ощущения для выполнения пассажа, фразы или отдельного звука в том характере, которого требует автор, — неизменное требование Буяновского как педагога. Точное выполнение нотного текста, дисциплина, воспитание высокого профессионализма — осуществление всех этих задач начиналось с первых же уроков и продолжалось в дальнейшем, на всех этапах обучения.

Огромное значение Буяновский придавал инструктивному материалу. Гаммы и упражнения (для начинающих он всегда писал их сам), последовательность подбора этюдов способствовали развитию валторнистов. Михаил Николаевич никогда не следовал слепо материалам какой-либо одной «школы» или этюдам одного автора. Он давал этюды всегда по выбору из сборников Ф. Шоллара, К. Копраша, О. Франца и Ж. Галлэ. В выборе этюдов он руководствовался полезностью материала и его музыкальными достоинствами. Предпочтение оказывалось этюдам, развивавшим как амбушюрную технику, штрихи, дыхание, тембр звука, так и музыкальность ученика. Все технические приемы, утверждал Буяновский, обусловлены музыкой; сочетание в единстве этих двух начал составляет сущность его метода.

Михаил Николаевич был строг в своих требованиях к ученикам. Он не допускал ни единого неправильно, неритмично исполненного звука или отклонения от текста. Одним из существенных материалов для комплексного музыкально-технического развития учащихся служили этюды О. Франца и особенно этюды Ж. Галлэ. Концертный репертуар занимал большое место в планах учеников Буяновского. Пьесы малой формы и концерты давали возможность развития у валторнистов их музыкальности, вкуса, кругозора, профессионализма. Используя такие произведения валторновой классики, как концерты К. Матиса, «Романс» Н. Вильма, и, конечно, «великий валторновый репертуар» — сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Шумана, Р. Штрауса, Гедике, Глиэра, Буяновский постоянно заботился о пополнении репертуара. Он сделал множество превосходных переложений для валторны с фортепиано. Еще при жизни Глазунова с его разрешения была переложена «Песнь трубадура» и добавлены в середине четыре такта из вступления (для того, чтобы валторнист мог вылить воду). Переложены также «Аделаида» Бетховена и «Мелодия» Глюка, Largo Генделя и Andante Гайдна. Но особой страницей этой деятельности отца являются его переложения произведений русских композиторов. Недостаточность русских оригинальных пьес для валторны ощущалась всегда очень остро. Им сделаны транскрипции виолончельных сонат Рубинштейна и Рахманинова, неоконченной сонаты Глинки для альта, «Элегии» Глазунова и большого числа малых произведений русских и советских композиторов. Он очень любил ансамблевую музыку. Его переложения для медного квинтета, для восьми валторн прочно вошли в жизнь ленинградских валторнистов.

В своей педагогической работе Михаил Николаевич не только учил музыке и технологии, он был отличным воспитателем. С первых же уроков ученик попадал под воздействие воспитательной силы большого художника, незаурядной личности. Буяновский внушал ученикам чувство ответственности за дело, он воспитывал в них достоинство музыканта, высокое гражданское чувство.

Немногим педагогам удается оставить после себя смену учеников-педагогов, продолжающих их дело на том же уровне. Ему это удалось. В Москве — Александр Рябинин, в Ленинграде — Павел Орехов и его сын - Виталий Михайлович ведут в вузе работу, целиком основанную на принципах школы М. Н. Буяновского.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru