Музыкальный компонент как составляющая креолизованного текста песни

Материалы » Музыкальный компонент как составляющая креолизованного текста песни

Страница 2

Изучение креолизованных текстов сегодня сосредоточено преимущественно на описании иконического компонента и способов его взаимодействия с вербальным компонентом. При этом центральное место в исследовании занимают рекламные тексты, в то время как очень мало внимания уделяется изучению взаимодействия системы естественного языка с иными семиотическими системами такими, как, например, музыкальный компонент в тексте песни. Данное направление позволило бы расширить само понятие креолизованного текста и раскрыть особенности структуры и функционирования данного типа текста. Трудности исследования текстов песен вызваны сложностью музыкальной семиотической системы, что связано с вопросами семантики музыки как коммуникативной системы.

Вопрос о семантике музыки до сих пор остается открытым. Существуют теории, согласно которым музыка представляет собой чистую форму без содержания, способную вызвать эстетические чувства. Эти теории представляют собой асемантический подход к определению музыки как семиотической системы. В рамках данного подхода музыка рассматривается как неденотативная система, знаки которой не обладают собственным значением. Другие ученые придерживаются мнения, что музыка может передавать определенные значения, нести смысл. Н.Б. Мечковская в своей книге «Семантика» пишет о том, что музыка передает, с одной стороны, эмоции и чувства, а с другой, предельно абстрактное и обобщенное содержание, которое невозможно перевести на другие языки (естественный язык, язык изображения). Таким образом, музыка оказывается носителем эмоционально-экспрессивного значения. Б.В. Асафьев говорит об «интонируемом смысле» в музыке: в качестве основной единицы музыкального языка он принимает интонацию и считает, что в памяти каждого человека хранится определенный музыкально-интонационный словарь, то есть запас определенных музыкальных интонаций, которые он вычленяет и интерпретирует при прослушивании нового произведения. В рамках данной концепции выделяются двусторонние единицы музыкального языка, которые обладают как определенной материальной формой, так и значением. Однако при этом, возникает вопрос о критериях вычленения и отграничения одного интонационного отрезка от другого, а также проблема интерпретации данных единиц музыкального текста и общности этой интерпретации у всех, кто владеет данным музыкально-интонационным словарем. Б.М. Гаспаров считает, что содержание в музыке вторично и производно от его формы: денотат и значение в музыке формируются на основе ассоциаций с музыкальной формой. Иной точки зрения придерживается Н.И. Жинкин: он говорит о неденотативности музыки, но при этом полагает, что она передает определенный эмоциональный смысл. Ю.С. Баркова выводит гипотезу о существовании так называемой «музыкальной матрицы», в которой хранятся и передаются из поколения в поколение мировоззрение народа, мироощущение, образ мысли, видение окружающего мира.

Семантические теории музыки представляются более обосноваными. Доказательством этого может служить тот факт, что джазовые импровизации, порой не имея названия (то есть не получая детализации смысла посредством его вербализации) несут совершенно определенную смысловую нагрузку. Таким образом, мы будем придерживаться семантического подхода к музыке.

Музыка как коммуникативная система передает часть информации в тексте песни. Здесь необходимо обратиться к работе И.Р. Гальперина и видам информации, которые он выделяет. Всего в тексте бывают представлены 3 вида информации: это содержательно-фактуальная информация (СФИ), которая повествует о событиях, содержательно-концептуальная информация (СКИ), передающая отношение автора к описываемым событиям, и содержательно-подтекстовая информация (СПИ), которая выводится благодаря способности слов иметь переносные значения. СФИ в тексте песни передается посредством языкового компонента. СКИ формируется после прочтения/прослушивания текста целиком и содержит, в том числе, эмоционально-экспрессивную информацию, отношение автора. Вывести СКИ невозможно без учета информации, содержащейся в музыкальном компоненте: он создает эмоционально-экспрессивное обрамление для СФИ и СКИ, передаваемой языковым компонентом, а также привносит дополнительные оттенки смысла.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru