Музыкальный компонент как составляющая креолизованного текста песни

Материалы » Музыкальный компонент как составляющая креолизованного текста песни

Страница 3

В связи с тем, что музыка обладает свойством передавать определенную часть информации в тексте песни, возникает вопрос об отношениях между вербальным и музыкальным компонентами. Возможны два варианта взаимодействия: отношения, характеризующиеся автосемантией, то есть относительной независимостью музыкального компонента от вербального, и отношения, характеризующиеся синсемантией, тло есть неотделимостью музыкального компонента от вербального. В классификации креолизованных текстов Е.Е. Анисимовой эти два типа отношений будут коррелировать с текстами с частичной креолизацией (отношения автосемантии) и текстами с полной креолизацией (отношения синсемантии).

Ю.Е. Плотницкий в своем исследовании лингвостилистических и лингвокультурных характеристик англоязычного песенного дискурса называет текст песни «сложным единством музыкального и вербального компонентов» [8, с. 3]. Автор подчеркивает его двоякую природу и возникающую вследствие этого специфику дискурса. При этом он считает, что единственно верным методом изучения песенного дискурса является учет музыкального компонента, но не его полноценный анализ: «.проводя лингвистическое исследование, необходимо помнить об их (текстов песен) двоякой природе, но одновременно абстрагироваться от мелодического компонента, поскольку последний не поддаётся однозначной интерпретации» [8, с. 3]. Таким образом, Е.Ю. Плотницкий подчеркивает тот факт, что неоднозначность интерпретации семантики музыки не дает возможности провести полноценный анализ музыкального компонента и его воздействия на вербальный компонент, вследствие чего музыкальный компонент выносится за пределы исследования. Согласно его мнению, текст песни стоит отнести к разряду текстов с частичной креолизацией, что объясняется возможностью раздельного существования языкового и музыкального компонентов (примером тому могут служить сборники текстов бардовских песен и инструментальное исполнение песни без текстового сопровождения).

Иная точка зрения представлена в статье Г.Д. Андронаки и В.В. Васильевой «Опыт лингвокультурологического анализа: текст песни», согласно которой текст песни не является креолизованным текстом. Текст песни в понимании авторов представляется исключительно вербальным текстом, который можно соотнести с поэтическим текстом в существующей классификации функциональных стилей. Авторы дают следующее определение: песенный текст - «это вербальный текст, который может иметь письменный эквивалент (последний, однако, не должен быть с ним отождествляем) и который входит в полисемиотичный комплекс, именуемый песней. Это, несомненно, текст поэтический, стихотворный, созданный по литературному образцу, в русле литературной традиции, но литературе не принадлежащий» [1, с. 2]. Подобное понимание текста песни полностью исключает рассмотрение музыкального компонента, который в таком случае существует отдельно и независимо от вербального.

На наш взгляд, понимание текста песни как исключительно вербального текста с полной автономией музыкального компонента или как креолизованного текста, в котором музыкальный компонент частично автономен, не совсем верно. Во-первых, раздельное существование музыкального компонента и собственно текста разрушает понятие песни и создает два совершенно новых образования, восприятие и воздействие которых отличается от их восприятия в виде единого целого. Во-вторых, музыкальный компонент играет конституирующую роль в процессе текстообразования: он не только несет определенную часть информации, смысла, но и участвует в строении формальной стороны текста песни. Например, в песенном тексте в отличие от поэтического текста содержится гораздо меньше фонетических стилистических средств, таких как аллитерация, ассонанс, консонанс, рифма, что объясняется наличием музыкального компонента, который выполняет функцию создания мелодичности и эстетичности звучания. Более того, ритмическое строение текста песни определяется ритмом музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru