Хоровые элегии Виктора Калинникова

Материалы » Пейзажная хоровая лирика русских композиторов » Хоровые элегии Виктора Калинникова

Страница 1

Замечательный хоровой композитор, выдающийся деятель русской музыкальной культуры Виктор Калинников (1870–1927) много внимания и сил отдавал дирижёрской и педагогической работе. Он дирижировал оркестром Московского художественного театра, преподавал музыкально-теоретические предметы в Филармоническом и Синодальном училищах. Его общественная деятельность также отличалась многогранностью: он был активным пропагандистом новой музыкальной культуры среди широких масс народа, членом художественного совета Пролеткульта, в которых были хоровые классы и классы народных инструментов.

Но самой значительной и плодотворной была хоровая деятельность Виктора Калинникова: он писал преимущественно хоровые произведения и, работая хормейстером, воспитал многие коллективы. В течение семнадцати лет он обучал пению воспитанников городских начальных училищ Москвы, руководил хором Филармонического училища. [18, с. 88]

Хоровое творчество Виктора Калинникова обширно и разнообразно. Одним из первых русских композиторов он сочинил песни для детей и выпустил их в двух сборниках: «Одиннадцать одноголосных детских песен» и «Девять двухголосных детских хоров». Детская тематика («Тень-тень», «Котик», «Журавель», «Скок-поскок» и другие), выразительная музыка, доступные детям вокально-хоровые задачи до сих пор привлекают внимание учителей к этим сборникам.

У Виктора Калинникова имеется Концертная увертюра для оркестра, несколько духовных хоров (песнопения из литургии и другие), статья – «О хоровом пении» («Вестник искусств», 1922 год, №2, подписана буквой К.).

Большой интерес представляют хоровые обработки и переложения Виктора Калинникова. Для смешанного хора без сопровождения он сделал обработки русских народных песен «Вниз по матушке по Волге», «Заиграй моя валынка», «Эй, ухнем», «Ты взойди, солнце красное», «У ворот, ворот батюшкиных» и других. В обработках народных песен проявилось тонкое понимание композитором основ народного многоголосия. В переложениях для смешанного хора романсов Александра Бородина «Песня тёмного леса», «Море», «Спящая княжна» и «рыцарского романса» Михаила Глинки композитор создал выразительные хоровые миниатюры, нисколько не изменяя характера и не утяжеляя звучания этих произведений.

В произведениях для смешанного хора Виктор Калинников продолжает традиции русских композиторов в этом жанре. Хор у композитора – инструмент с большими возможностями и разнообразными средствами художественной выразительности. Тончайшая лирика («Элегия», слова Александра Пушкина), драматизм («Кондор», слова Ивана Бунина), акварельность и изобразительность («Жаворонок», слова Василия Жуковского, «Зима» на слова Евгения Баратынского), едкая сатира («Ходит спесь надуваючись» и «У приказных ворот», слова Алексея Толстого), эпическая мощь («Лес», слова Алексея Толстого) – всё это передано средствами лишь хора. [18, с. 89]

Большинство хоров Виктора Калинникова написаны в жанре пейзажной лирики. Разными красками расцвечивает композитор звучание хора, изображая то восход солнца («Солнце, солнце встаёт»), то мягкие южные сумерки («Элегия»), то прощальную красу осени («Осень»), то дикий и скалистый берег океана («Кондор»), то синеву весеннего неба («Жаворонок»), то меланхолическое («Проходит лето»), а то и веющую ледяным дыханием «Зиму». За всеми пейзажами ощущается присутствие человека с его чувствами, переживаниями, отношением к природе. За образами «тяжкого» и «усталого» кондора и прикованного цепью сокола («На старом кургане», тоже стоят люди с трагической судьбой. В этом – гуманизм хорового творчества Виктора Калинникова, его глубокая содержательность.

Композитор чутко относится к поэтическому тексту, музыка откликается на малейшую смену настроения стиха, поэтому во многих хорах форма складывается из контрастных частей. В произведениях Виктора Калинникова форма является одним из важнейших средств художественной выразительности. Здесь сказываются романтические устремления автора – ему не свойственна строгая классическая форма; как правило, хоры Виктора Калинникова – трёхчастные с контрастной серединой и видоизменённой репризой. В некоторых произведениях реприза сокращена («На старом кургане», «Кондор»), в других звучит как напоминание о музыкальном образе первой части («Элегия», «Зима»). [18, с. 89]

Почти во всех хорах используется переменный размер (в хорах «Лес» и «У приказных ворот» переменность размера объясняется ярко выраженным народным характером музыки и текста).

«Элегия» (слова Александра Пушкина) относится к хорам романсного типа и жанру пейзажной лирики. Это глубоко лирическое произведение, проникнутое трепетной любовью к природе, овеянное грустью воспоминаний. Прозрачная хоровая фактура, поступенное движение мелодии первой части создаёт ощущение спокойного созерцания вечернего пейзажа. Гармоническое изложение складывается из самостоятельного движения голосов, перехода мелодий из одной партии в другую (басы-сопрано-альты-сопрано)

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru