Поэтические размышления в хоровом творчестве Павла Чеснокова

Материалы » Пейзажная хоровая лирика русских композиторов » Поэтические размышления в хоровом творчестве Павла Чеснокова

Страница 1

Павел Чесноков (1877–1944) – знаменитый русский хормейстер, композитор, один из основателей дирижёрско-хорового образования в России. В дореволюционный период Павел Чесноков много работал с хоровыми коллективами Москвы. Он был известным регентом, руководил женскими хорами в пансионах, преподавал пение в гимназиях.

Большая часть его произведений этого периода относится к культовой музыке (смешанные хоры, хоровые концерты). Для хора воспитанниц женских пансионов композитор написал более двадцати сочинений с сопровождением фортепиано. Среди них есть развёрнутые хоры драматического содержания («Несжатая полоса», слова Николая Некрасова, «Листья», слова Фёдора Тютчева), хоровые миниатюры («Солнце, солнце встаёт», слова Александра Фёдорова, «Лотос», слова Генриха Гейне) и хоры пейзажной лирики, яркие, сочные, контрастные («Катит весна», слова Генриха Гейне, «Зелёный Шум», слова Николая Некрасова, «Ночь», слова Алексея Плещеева, «Утром зорька», слова Степана Скитальца, «Яблоня», слова Сергея Потресова). Есть у него и хоры ярко выраженного народного характера («Колокольчики звенят», слова Александра Пушкина, «Крестьянская пирушка», слова Алексея Кольцова). [18, с. 93–94]

После Октябрьской революции Павел Чесноков, окончив Московскую консерваторию, работал учителем пения в начальных школах и средних учебных заведениях. В 20-х годах он вместе с Александром Кастальским, Николаем Данилиным, Александром Александровым, Андреем Никольским участвовал в создании дирижёрско-хорового факультета консерватории. В 30-х годах Павел Чесноков написал книгу «Хор и управление им», являющуюся ценным педагогическим пособием и интересную особенно тем, что в ней отчётливо проступают эстетические принципы автора – композитора и исполнителя. Книга нередко подвергалась и продолжает подвергаться критике за некоторую формалистичность, связанную в конечном счёте с влиянием традиционной теории музыки, на основе которой был воспитан Павел Чесноков. [5, с. 66]

Наряду с педагогической работой в консерватории Павел Чесноков продолжал интенсивную исполнительскую деятельность с различными хоровыми коллективами. Он руководил Вторым государственным хором, хоровой капеллой Московской консерватории, самодеятельными хорами. Павел Чесноков считал, что смешанный хор без сопровождения является самым совершенным инструментом и заключает в себе наибольшие художественно-исполнительские возможности. Для этого состава он написал свыше шестидесяти произведений. Содержание большинства смешанных хоров – природа, мысли, чувства и переживания, вызванные её созерцанием: хоры «Теплится зорька», (слова Константина Гребенского), «Август» (слова Сергея Копыткина), «Ночь» (слова Михаила Коханского), «Зимой» (слова Ксении Алемасовой), «Альпы» (слова Фёдора Тютчева). В стиле народных песен написаны хоры на слова Александра Островского «За рекою, за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет». Близок им и «Лес» (слова Алексея Кольцова), отличающийся эпичностью и широтой.

Большой интерес проявлял Павел Чесноков к русской народной песне. Он сделал ряд сложных обработок для хора с солистами. Часто в них хор выступает в качестве аккомпаниатора, имитируя инструментальное сопровождение («Канава», «Ах вы сени мои, сени», «Сама садик я садила»). [18, с. 94–95]

Хор «Теплится зорька» (слова Константина Гребенского) – наиболее типичное для хорового творчества Павла Чеснокова произведение, относящееся к жанру пейзажной лирики. Это развёрнутый смешанный хор с divisi во всех голосах, написанный в трёхчастной форме.

Крайние части небольшие, созерцательного характера. Интересны наслоения доминантовой гармонии на тоническую, что придаёт особую пряность звучанию: «Теплится зорька, тихо, светло. Озеро дремлет, точно стекло». Средняя часть состоит из ряда эпизодов изобразительного характера. Шелест камыша, плеск рыбки, разбегающийся по воде круг, крик филина, мерцающий огонёк – эти картины и звуки природы обрисованы ярко, выпукло: красочными гармониями, выразительной мелодией, колоритом разных тональностей, тончайшей нюансировкой. В конце средней части есть глубоко лирический эпизод («В небе звёздочки робко горят»), отражающий чувства и переживания человека, навеянные созерцанием красоты природы. Этот эпизод является кульминацией всего хора. Реприза повторяет первую часть, несколько изменён только ритмический рисунок начальной фразы. Размеры 6/8 и 9/8 в спокойном темпе создают ощущение лёгкого, плавного покачивания.

Это произведение требует высокого вокального мастерства от певцов. Сложность заключается в гармоническом языке хора, изобилующем неаккордовыми звуками, задержаниями, и в частой смене тональностей (модуляции, сопоставления), и в разнообразии и тонкости нюансов. [18, с. 96–97]

Хоровая мелодия у Павла Чеснокова обычно вырастает из тонов распетой гармонии. Это особенно очевидно, когда композитор поручает верхнему голосу выдержанные звуки, «раскрашивая» их разными гармониями и как бы любуясь переливами гармонических красок, неожиданно сменяющих функции выдерживаемого тона, например в «Альпах», на словах «Сквозь лазурный сумрак ночи Альпы снежные глядят». Можно полагать, что мелодика таких светских сочинений Павла Чеснокова уходит своими жанровыми корнями в типичную для церковного пения псалмодию.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru