Поэтические размышления в хоровом творчестве Павла Чеснокова

Материалы » Пейзажная хоровая лирика русских композиторов » Поэтические размышления в хоровом творчестве Павла Чеснокова

Страница 2

В отношении хоровой аркестровки и в трактовке роли певца, хоровой партии и хорового коллектива в целом, композитор проявляет прежде всего тонкое понимание вокальной специфики, бережность к певческому аппарату, осторожность к высоким регистрам в женском хоре и вытекающее отсюда стремление использовать голоса в наиболее удобной, средней, не вызывающей ни малейшего напряжения тесситуре. В этой связи хоровые сопрановые партии у него в тематическом отношении мало интересны. Очень часто это псалмодическое речитирование, ритмически фигурированный органный пункт, гармоническая фиоритура («Канава»), иногда органный пункт типа повторяющегося подголоска («Ах ты, берёза»). Тембр сопрано у него трактуется как лёгкий, светлый, нежный, почти не переступающий тот предел, за которым он мог бы превратиться в резкий, драматически напряжённый. Так в хоре «Ночь» предельным звуком сопрано является фа-диез второй октавы.

Альтовая партия в хорах Павла Чеснокова представляет собой типичный средний, наиболее подвижный голос гармонии самого умеренного диапазона. Иногда композитор использует тембр альтов для небольших хоровых соло («Теплится зорька», «Ах, ты берёза», «Ходила младёшенька»).

Партия теноров у Павла Чеснокова используется в гораздо более высокой и напряжённой тесситуре, чем партия сопрано. Автор иногда даже делит теноров на три партии (в «Эльфах» например), вводит в хоры тенора-солиста (как в «Ночном зефире», «Сама садик я садила», «Как под яблонькой») или просто предоставляет теноровой партии ведущую роль (смотреть хор «Зимой»).

Для басовых партий Павла Чеснокова характерны низкие регистры. Они у композитора несут функцию чисто гармонической поддержки. [5, с. 54–56]

Ещё одно яркое произведение пейзажной лирики композитора – «Катит весна» (слова Генриха Гейне). Написан хор для женского состава (в обеих партиях периодически наблюдается divisi) в тональности ля мажор. Темп спокойный, величественный. Судя по музыке, Павел Чесноков глубоко проникся литературным текстом, благодаря чему изобразил различными выразительными средствами хоровой музыки весну такой, какой описал её Генрих Гейне – царицей мира, благодаря которой, как по велению расцветают цветы и лес позеленел. Фортепианное сопровождение, изложенное аккордовой фактурой, дополняет хор, придаёт ему большей торжественности и яркости.

Исключительно виртуозна хоровая инструментовка Павла Чеснокова, направленная на изобразительное раскрытие художественных образов текста. Вспомним, например, такие моменты, как «по воде разбегается круг» из хора «Теплится зорька». Хоровая звучность в этой фразе разрастается от унисона до дуодецимы действительно подобно разбегающемуся кругу по воде. Аналогичная инструментовка применена в «Августе», где она вызывает ассоциации со вспыхнувшим сквозь разорванные тучи и быстро разлившимся вокруг солнечным светом. Этот приём производит особенный эффект после монотонного повторения звука «ля» у сопрано и теноров, потом у басов («шёпот скучного дождя»).

В хоре «Альпы» сходный приём (с более широким охватом диапазона и более массивной звучностью) создаёт впечатление как бы постепенно раскрывающегося перед взором грандиозного горного ландшафта. [5, с. 63]

Ряд партитур Павла Чеснокова, особенно в пейзажной лирике светлого, радостного характера, типа «Августа», «Катит весна», представляют собой замечательные образцы мастерства композитора-дирижёра: настолько легко и свободно играют в них тембры и регистры, мгновенно возникающие divisi. Всё это напоминает живопись мелкими разноцветными мазками, которая издали даёт ощущение реально трепещущего воздуха, переливающегося цвета.

Некоторые хоры пейзажной лирики композитора, несмотря на кажущуюся наивность и «уютность» представляют собой политические аллегории. Однако творческое воплощение их настолько полнокровно и ярко, что стихи существуют и вне зависимости от скрытого в них контекста. Таковы хоры «Альпы», «Море и утёс».

В «Альпах» основная тема литературного текста – это тема природы. Поэт описывает завораживающую картину снежных Альп, величественно дремлющих под покровом ночи. Но с наступлением зари от грозных, зловещих чар не остаётся и следа. Перед нами предстаёт лишь всё величие, эффектность, монументальность «царской семьи», как называет их автор. Основная идея данного произведения – показать завораживающую картину безмолвных Альп в сумраке ночном и с восходом солнца, которые могут вызывать лишь чувства трепета и восхищения.

В хоре ощущается полная взаимосвязь музыки с литературным текстом. Музыкальный материал соответствует содержанию произведения. Все образы, темы, литературные идеи достигаются при помощи выразительных средств музыки: тональный, динамический план, ритмический рисунок. Литературный текст и музыка данного хора созданы единством художественного замысла, творчески обогащают художественное содержание этого произведения.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru