Концерт для фортепиано и духовых

Материалы » Фортепианные произведения И.Ф. Стравинского » Концерт для фортепиано и духовых

Страница 1

Фортепианному концерту принадлежит особое место в наследии композитора – он открыл новую страницу в творческой и исполнительской биографии Стравинского. Будучи первым сочинением, написанным в концертном жанре, он также явился первым опусом, в котором Стравинский предстал перед аудиторией и в качестве исполнителя сольной партии.

Исключительно смелый, антиромантический по характеру замысел концерта предполагал преимущественно «ударно» трактованное фортепиано и духовые.

Столь необычный ансамбль представлялся композитору идеальным образцом взаимодействия тембров: согласно ремарке Стравинского, контрастирующая ударному соло группа духовых продлевала звучание фортепиано и создавала эффект человеческого дыхания.

Апеллируя к высоким традициям эпохи барокко, композитор сочетает приемы Баха и Генделя с острой интерваликой, звучащей абсолютно «по-стравински», и приходит к совершенно оригинальной композиции, отличающейся жанрово-стилевой многозначностью.

Работа над Концертом началась в 1923г. В 1924 г. он был закончен.

23 мая 1924 г. состоялась премьера Фортепианного концерта в Париже (солист – автор).

Концерт для фортепиано и духовых (точное название должно было быть - Концерт для фортепиано, духовых, литавр и контрабасов) состоит из трех частей: Largo – Allegro – Largo (1 часть), Largo (2 часть), Allegro – Largo (3 часть).

Торжественное вступление Largo ассоциируется с медленными ариями Генделя или с Бранденбургскими Концертами Баха. Обращает на себя внимание пунктирная ритмика, типичная для музыки 18 в.; позднее она встретится и в «Аполлоне Мусагете», и в «Орфее».

На базе староклассических ритмов и интонаций Стравинский конструирует и следующее далее Allegro, тема которого выросла из торжественного вступления; темой Largo и заканчивается вся первая часть после небольшой фортепианной каденции.

Напевная мелодия второй части – на фоне мерных аккордов – снова рождает в памяти музыкальные образы великих классиков начала 18 в. Только бифункциональные гармонии сопровождающих аккордов выдают современное происхождение этой музыки.

Ретроспективный характер придан и второй лирической теме, основанной на скромной диатонике. Но и здесь возникающие противосложения с замысловатым ритмическим рисунком вносят «поправку времени».

Интонационное «столкновение» тем по мере развития все более обостряющееся, заставляет вспомнить об обычной «тематической работе» Стравинского в более ранних сочинениях. После двух динамических подъемов вновь возвращается первая тема, звучащая теперь как далекое воспоминание.

Третья часть концерта начинается повторением последнего такта предыдущей второй части, но в динамизированном варианте.

И снова в облике темы проглядывают характерные черты полифонического тематизма 18в., в частности в типичной кодетте, используемой в дальнейшем как материал для имитаций. В этой части, пожалуй, в наибольшей степени впечатляет контрапунктическая техника Стравинского с различными перемещениями мотивов. Тема преобразуется (на С-dur`ном основании) в последовательность терпких политональных аккордов (политональные квартсекстаккорды Es/e). Позднее они же накладываются на гармонии четвертой и третьей ступеней до мажора, затем та же тема проходит в увеличении – в сочетании с беспокойно акцентированными, синкопированными шестнадцатыми. Звучит каноническое стреттное изложение новой темы, производной от главной, и, наконец, - репризное проведение самой главной темы.

Концерт завершается спокойным движением Lento, повторяющего музыку торжественного вступления к первой части.

В этом Концерте Стравинский использует классические формы (староклассическое Allegro, 3-хчастные построения, вариации), воскрешая ритмоинтонационную практику композиторов первой половины 18 в., токкатную и полифоническую фактуры. Исходя из этих традиций, он многое динамизирует, особенно в ладовом и метрическом отношениях: звучания жесткие, остро диссонирующие.

Таково хотя бы заключительное Lento Концерта, в котором пунктирная торжественная тема излагается бифункциональными созвучиями (доминанта и тоника ля минора) на фоне «восклицающих» малых нон у духовых.

В целом Концерт оставляет впечатление холодной, жесткой и порой нарочито рационаличтической музыки, в которой знакомые интонации и приемы 18в. сильно деформированы.

В этом и других неоклассических произведениях Стравинского на смену русской интонационной сфере приходит гораздо более «нейтральные» интонации немецкой и итальянской полифонической музыки 17 и 18 столетий.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru