Работа на синтезаторе

Материалы » Работа на синтезаторе

Страница 1

Охарактеризовать оптический студийный синтезатор «АНС»

Пришло время нового звука. Мы живем в мире электронной музыки. Она рвется из колонок, «заводит» ночные клубы, щебечет неземными соловьями на изысканных концертах и долбит по ушам из-за стенки.

Но у любого явления есть история. АНС изобрел военный инженер Евгений Александрович Мурзин, носивший погоны полковника и пушечки в петлицах. Впрочем, форму Мурзин надевал нечасто, по натуре был человеком штатским. Музыку любил, особенно Скрябина. Собственно, со Скрябина все и началось…

Мурзин учился в Институте инженеров коммунального строительства, перед войной окончил аспирантуру. Был завзятым меломаном. Однажды попал на концерт, где исполнялся Скрябин, – и вышел потрясенный.

Композитору Скрябину было тесно в рамках тогдашней музыкальной системы – задорный студент Мурзин задумался, как эти рамки расширить и придумал фотоэлектронный оптический синтезатор звука.

АНС – это сокращенное «Александр Николаевич Скрябин». Так в честь любимого композитора Мурзин назвал тот самый фотоэлектронный синтезатор, нереальность выпуска которого ему доказывали здравомыслящие люди.

АНС стал сенсацией. Скрябинский музей был одним из главных культурных центров Москвы – музыкальные вечера, концерты для элитной публики. Всем, естественно, демонстрировался мурзинский аппарат. Ведущие композиторы и музыканты, электронщики и акустики оставляли в книге отзывов восторженные записи. Их можно понять – новый инструмент фантастически расширял профессиональные возможности. В обычной октаве 12 звуков, в «ансовской» – 720 звуковых дорожек чистых тонов-то есть реально сконструировать любой звук, музыкальный, природный, неземной… Эти звуки можно было накладывать друг на друга, и на выходе получался аккорд оркестра, шум прибоя, пение загадочной птицы – что угодно. Завораживал сам процесс работы: клавиатуры не было, на покрытом специальной непрозрачной мастикой стекле прочерчивалась линия, через нее пускался световой луч на фотоэлементы – в общем, музыкальная фраза как бы рисовалась.

Более того! Оказалось, что изобретение востребовано временем. Это ведь начало шестидесятых, время первых полетов в космос. Возник общественный спрос на «космическую» музыку. Именно АНС позволял такую музыку писать.

И еще… Выяснилось, что собранный на коленке в окраинном бараке АНС – первый в мире музыкальный синтезатор. Все, что до этого делалось в Германии, Венгрии, США, на порядок отставало от мурзинского инструмента.

Речь не идет о привычных сегодня концертных синтезаторах, на которых играют клавишники. Концертные синтезаторы – уже следующий этап. АНС был синтезатором студийным и предназначался не для исполнения, а для извлечения и записи новых созвучий. Но именно на новых созвучиях стоит новая музыка, и потому АНС законно занимает место в фундаменте здания. И еще, на Западе думали над аппаратурой, которая имитировала бы традиционные инструменты, – один синтезатор заменяет целый оркестр! АНС это тоже может, но цель изначально ставилась другая. Мурзин говорил: зачем подражать скрипке? Скрипка и есть скрипка, ее никто не отменяет! Дополнить скрипку – вот что интересно!

Он пробил невероятную вещь – при институте решением Госкомэлектроники была организована специальная лаборатория по производству АНСов. Задача – подготовка промышленного образца. Начальник лаборатории, естественно, Мурзин.

Получив лабораторию, Мурзин начал набирать штат. К Евгению Александровичу приходили вдохновенные молодые люди, мечтавшие породнить алгебру техники с гармонией музыки. Двоих выделим особо. Первый – только что демобилизовавшийся из армии Станислав Крейчи: с того момента его жизнь связана с АНСом. Второй – юный выпускник консерватории, принятый на странную должность «инженер-композитор». Его звали Эдуард Артемьев.

В 1967 году была наконец организована Экспериментальная студия электронной музыки – та, о которой просили Хренников и Шостакович. В один день Мурзин ушел в запас, уволился из института и стал ее руководителем. Студию закрепили за фирмой «Мелодия», а разместили на первом этаже Дома-музея Скрябина.

По-своему АНС уникален, как скрипка Страдивари. К нему ходят на ознакомительные занятия студенты Гнесинки и консерватории, регулярно приезжают любознательные иностранцы, пишущие научные труды по истории электронной музыки.

Единственный действующий экземпляр АНСа хранится в Московском университете им. Ломоносова и продолжает с успехом использоваться многими известными российскими композиторами.

Характеристика

АНС – первый в мире студийный синтезатор, использующий уникальный оптический метод синтеза звука, разработанный ученым Евгением Мурзиным. АНС основан на идее графического управления звучанием. Может синтезировать звуки в пределах всего слышимого диапазона (от 20 до 20 000 герц). «Сердце» АНСа – фотооптический генератор на пяти дисках, напоминающих современные компакт-диски. Мелодия, воспроизводимая на АНСе, выглядит как последовательный набор штрихов разной длины и высоты, нанесенный на партитуру – стеклянную пластину, покрытую мастикой. По мнению специалистов, АНС предоставляет неограниченные возможности в области музыкальной интонации и колорита. Имеет безграничные тембровые и регистровые возможности.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru