Н.А. Римский-Корсаков и Новая русская школа

Страница 4

Эти слова М. П. Мусоргского чрезвычайно важны. В них композитор говорит об основном принципе интонационной правды — о понимании музыкальной интонации как отражения реальной интонации человеческого голоса, выражающего мысли и чувства. Ориентация М. П. Мусоргского на «жизненную прозу» — характерный штрих реализма, стремящегося уйти от поэтических условностей. При этом композитор не упускает из виду и стороны художественного, то есть прекрасного. Стоит отметить и осознание М. П. Мусоргским переходного характера «Женитьбы». Работа над этой оперой не прошла для композитора бесследно: она подготовила его для более крупных сочинений.

Рубикон был перейден не только в творчестве М. П. Мусоргского, но и во всей русской опере, эстетика которой испытывала сильное влияние литературного и театрального реализма. В истории русского оперного искусства рассматриваемые оперы сыграли весьма значительную роль. Психологическая правдивость и точность речевых интонаций, явившаяся предметом исканий А. С. Даргомыжского и получившая свое дальнейшее богатое развитие в операх Н. А. Римского-Корсакова и других русских композиторов, стала одним из средств реалистического музыкального воплощения жизни, изображаемой на сцене.

Обратимся к характерным признакам речитативной оперы (по определению М. П. Мусоргского — «opera dialogue»). В речитативно-декламационных операх композиторы отказываются от замкнутых сольных номеров, ансамблей, хоров. Это обусловлено особенностями литературного источника, в свою очередь определяющего закономерности построения либретто. В вокальных партиях в основном используются те выразительные средства и построения, которые сближают оперу с драматическим произведением: декламационное монологическое высказывание, диалог, незамкнутые ариозные эпизоды.

В таких операх для характеристики образа часто применяется ария-монолог — речь героя, содержание которой обращено от внешних событий к глубокому внутреннему самоанализу, к раскрытию дум и чувств, сложных психологических процессов. Ансамбли-диалоги раскрывают процесс внешнего действия, сценического общения героев, но не только. Диалог представляет богатые возможности для раскрытия характеристик действующих лиц. Здесь композиторы рисовали дополнительные штрихи к портретам героев, индивидуализируя их характеристики. В диалогах раскрывалась мотивация поступков оперных персонажей, не только действие, но и его оценка.

Зоной господства новых тенденций стал оперный речитатив, призванный создать впечатление спонтанности речи и непосредственности эмоциональных реакций. В речитативе симметричные периодические построения типовых оперных форм заменялись более свободными. Речитатив стал способом выражения естественной прозаической речи «как в жизни».

В текстах речитативных эпизодов, больших сквозных сцен цена слова значительно повышается в сравнении с обобщенным текстом арии или ансамбля. Ларош говорил, что речитатив имеет свойство дробить внимание слушателя и приковывать его к каждому стиху и к каждому слову, к чему и стремились «кучкисты».

Большая роль декламации в этих произведениях объясняется тем, что в мелодиях подобного рода часто встречаются увеличенные и уменьшенные интервалы — диссонирующие, обладающие более широкой зоной отклонений от акустически точного интонирования, вызывающие ассоциации с речевыми интонациями.

Б. В. Асафьев так оценивает синтез слова и звука у «кучкистов»: «60-70 годы в истории русской оперы были не только закреплением глинкинских позиций и открытий Даргомыжского, но стадией создавания нового русского музыкально-драматургического языка, форм и стиля. В петербургской "школе" особенно проницательной была работа над областью речитатива как носителя оперного характера и поля тесного взаимодействия слова-звука, т. е. единства речевой и музыкальной интонаций» [8, 195].

О том, что речитатив не был порождением умозрения, а естественно «вышел» из выразительной природы русской речи, писал Ц. А. Кюи: «Речитатив играет в русской опере крайне важную роль. Он совершенно своеобразен, не похож ни на какой другой речитатив. Он сочен, мелодичен, выразителен. Сильнейшие порывы страсти, движения сердца у нас выражаются речитативом. Он еще выигрывает от верной и энергичной декламации, доведенной, особенно Даргомыжским, до высокой степени совершенства. Правда, что декламации способствует русский язык, один из самых благородных языков для пения» [50, 37].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru