Н.А. Римский-Корсаков и Новая русская школа

Страница 6

«Натуралистические» тенденции «Каменного гостя» подвергались критике и со стороны других музыкантов, например, Лароша. Критические замечания мы находим у представителей «Могучей кучки» — Балакирева и А. П. Бородина («чисто речитативный стиль мне не по нутру»). Ц. А. Кюи, горячий поборник речитативной оперы, активно спорил с этой позицией: «Новому направлению делают упрек в его якобы разрушительных стремлениях. Упрек этот совершенно неоснователен: новое направление не разрушает, а старается расширить область музыки, проложить новые дороги, прибавить новые мысли, новые формы, новые источники музыкального наслаждения к имеющимся уже. Что разрушал Даргомыжский в "Каменном госте", создавая гениальный речитатив, сливающийся с текстом Пушкина и возвышающий значение текста? .А если в глазах публики старое блекнет и отодвигается на задний план, то виновато ли новое направление в том, что оно умнее, глубже и правдивее старого?» [50, 43].

Абсолютизация речевого интонирования привела к появлению речитативной оперы, в которой почти отсутствовали отдельные завершенные мелодические построения. Композиторы оттачивали в этих произведениях свое мастерство. Без «Женитьбы» не было бы «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, без «Моцарта и Сальери» — «Царской невесты» Н. А. Римского-Корсакова. Это отчетливо осознавали и сами авторы.

По поводу речитативной оперы у русских композиторов возникали самые различные мнения. Н. А. Римский-Корсаков отмечал: «…В настоящее время … требуется полная осмысленность текста и полная солидарность с ним музыки, а придавая каждому нумеру оперы отдельную, законченную и притом несложную симфоническую форму, с симметрическим расположением частей и повторениями, достигнуть этого нельзя … Хорошо введенные речитативы составляют одно из самых главных требований в наше время. … Постоянное введение речитативов на музыкальном фоне далеко не всегда бывает у места. В тексте оперы всегда найдется множество самых обыденных фраз, которые никак не следует подгонять под музыкальный фон и которым не должно также придавать изысканных и красивых мелодических оборотов. Такие фразы и разговоры должны быть изложены просто и естественно, по возможности ближе к интонации человеческой речи. Через это достигается то, что фразы более значительные по своему содержанию выдаются рельефнее и в музыке, когда им придан более красивый мелодический рисунок, гармония и оркестровка. Но правильная декламация везде и всегда должна соблюдаться» [50, 39].

Главные герои опер Н. А. Римского-Корсакова и М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова охарактеризованы более разносторонне, углубленно и детализировано благодаря тому, что в вокальных партиях мастерски использовано все богатство выразительных средств, в том числе и самые разнообразные виды речевого интонирования.

Проблема речитатива в значительной мере зависит от решения извечного вопроса о сочетании слова и музыки в опере. Не случайно в эту пору возрастает внимание композиторов и критики к либретто. А. Н. Серов одним из первых в русском музыкознании подчеркнул огромную роль, которую играет текст и драматургия в оперном произведении. Естественно, что композиторы «Могучей кучки», уделяя пристальное внимание содержанию оперы, не могли пройти мимо важнейшего вопроса о роли либретто. Большое внимание этой проблеме уделял и Н. А. Римский-Корсаков. Композитор, от природы обладавший тонким вкусом и литературным дарованием, не мог не воспринять прогрессивных установок новой русской школы в поисках художественной правды. Так же, как и А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский и А. П. Бородин, он уделял огромное внимание текстам либретто. Рассмотрим одну из менее исследованных областей творчества композитора — его работу над литературной стороной опер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru