Н. А. Римский-Корсаков в работе над оперным словом

Страница 1

Н. А. Римский-Корсаков всегда подчеркивал, что опера, прежде всего — музыкальное произведение. Отношение композитора к оперному слову отчетливо проявляется в его советах из «Основ оркестровки», где он пишет, что инструментовать нужно так, чтобы «не только голос певца, но и произносимый им текст мог быть ясно слышен, иначе литературная нить, проходящая через произведение, будет порвана, а выразительность и живопись оркестровой фактуры окажется без объяснений» [цит. по: 47, 157].

Из этого высказывания становится понятно как Н. А. Римский-Корсаков ценил литературное слово в опере, как дорожил его смыслом и выразительностью, какое значение придавал литературной канве в построении музыкальной драматургии.

Н. А. Римский-Корсаков в работе над оперой всегда уделял огромное внимание литературной основе произведения и относился к поэтическому первоисточнику будущего произведения с большим вниманием. Об этом говорит его творческая «статистика»: девять из пятнадцати опер написаны Н. А. Римским-Корсаковым на собственные либретто. Но даже в тех случаях, когда автором текста был либреттист, степень участия композитора была довольно весомой. Не будет преувеличением сказать, что Н. А. Римский-Корсаков является автором или соавтором либретто всех своих опер. Он не только правил чужой текст, вписывал собственные стихи, но, прежде всего, определял драматургическую последовательность развертывания сюжета и всю структуру либретто. В силу этого изучение метода работы композитора над текстом его опер чрезвычайно важно для правильного понимания творческого процесса художника.

Переделывая художественное произведение в оперное либретто, Н. А. Римский-Корсаков работал по-разному, в зависимости от поставленной творческой задачи. Обычно процесс создания либретто у Н. А. Римского-Корсакова проходил несколько стадий. Сначала композитор выбирал сюжет и обсуждал его в кругу друзей, затем вырабатывал сценарий и намечал возможное расположение вокальных номеров, далее сочинял текст и, наконец, либретто окончательно дорабатывалось при сочинении музыки.

Н. А. Римский-Корсаков высказывался резко отрицательно против одновременного сочинения музыки и составления либретто, считая, что композитор в своей творческой работе должен, прежде всего, опираться на прочную драматургически-словесную основу и начинать сочинение оперы только после того, как этот фундамент уже возведен. Н. А. Римский-Корсаков приступал к сочинению оперы тогда, когда весь текст или его основная часть была полностью готова, а музыкально-драматургическая концепция продумана, и избегал сочинять музыку с последующей подтекстовкой стихов на готовую музыку. Он говорил, что нужно сначала писать либретто целиком, а музыку сочинять и записывать отдельными темами, отрывками. Лишь в отдельных случаях, как, например, в работе над «Снегурочкой», композитор приступал к сочинению музыки до того, как либретто было завершено. В работе над операми «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок» музыка сочинялась по мере того, как В. Бельский высылал композитору части либретто. Однако во всех этих произведениях общая концепция была уже выработана заранее, сценарий составлен и, следовательно, никаких помех для творчества не было. Сочинение либретто перед созданием музыки не означало, что в процессе работы над оперой текст оставался неизменным. Нередко он в значительной степени перерабатывался, так как в процессе работы композитор стремился достигнуть большей правдивости и выразительности при передаче событий и чувств героев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru