Творчество Л. А. Мея и русская опера

Страница 2

О славянофильстве можно говорить как о направлении русской общественной мысли, противостоявшем западничеству. Его приверженцы делали упор на самобытном развитии России, ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии и стремились доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими нравственными, религиозными, экономическими, бытовыми началами. Западники, в свою очередь, полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперед западноевропейские народы.

В основе социально-политических расхождений этих двух направлений лежали глубокие философские разногласия. Г. Флоровский писал, что «"славянофильство" и "западничество" — имена очень неточные, только подающие повод к недоразумениям и ложным толкованиям. Во всяком случае, это не только и даже не столько две историко-политические идеологии, сколько два целостных и несводимых мировоззрения» [131, 33].

Славянофильство — глубоко религиозное учение, рассматривающее церковь и веру как фундамент, основу всех исторических и общественных реалий. Со своей стороны представители западничества не отличались религиозностью, в философских и исторических вопросах придерживались идей секуляризма.

Сторонники славянофильства сходились в том, что России предстоит миссия заложить основы нового общеевропейского Просвещения, опирающегося на подлинно христианские начала, православно-русский духовный быт. По их мнению, только православию присуща свободная стихия духа, устремленность к творчеству. Оно лишено свойственного западноевропейскому обществу рационализма и господства материальных интересов, разобщенности, индивидуализма, разорванности духа. Определяющими моментами славянофильского миропонимания были учение о целостности духа, понятие соборности, религиозность.

Но было бы ошибочным утверждать, что славянофилы были категоричными в своих философско-эстетических суждениях. Им были чужды косность и ограниченность взглядов. Они не отрицали положительных сторон Запада, не отказывались от его научно-технических достижений и открытий, но они были против слепого подражания всему чужеродному, не национальному, не свойственному русскому менталитету.

Представители творческого крыла славянофилов так же были за национальное своеобразие русской культуры, ее особую ментальность. Они верили в принципиальное мировоззренческое отличие русского пути от западного, ощущали православие как определяющую координату российского жизненного уклада. Славянофилы провозгласили культ старины, христианского смирения. Они проявляли необычайный интерес к фольклору, патриархальному укладу купечества и допетровскому периоду истории.

Мы подробно рассматриваем данный вопрос в связи с тем, что творческое объединение славянофилов, представляющее собой целое созвездие имен, оставило яркий след не только в литературе. Это явление стало общей платформой для всего русского искусства. Славянофильская «волна» неизбежно захватила русскую музыку и ее виднейших представителей. Художественно-эстетические установки славянофилов были в первую очередь восприняты «русской пятеркой».

Л. А. Мей относил себя к течению «славянофилов»[34]. Их литературная деятельность самым непосредственным образом повлияла на творчество кучкистов, тесно перекликаясь с творческими исканиями композиторов этого творческого объединения.

Поэт постоянно бывал у М. Погодина, где собирались виднейшие московские славянофилы[35], печатался в их журнале «Москвитянин». Среди литераторов «славянофилами» называли тех, кто придерживался взглядов А. С. Шишкова и Г. Р. Державина, организовавших в 1811 г. «Беседу любителей русского слова» и выступавших против засилья в русском языке иностранных слов. Их также называли «раскольниками», «староверцами», а их течение — «москвофильство», «русофильство», «москвизм», «славянизм».

В это творческое объединение входили не только писатели и поэты, но также музыканты и актеры. Так Л. А. Мей вошел в художественно-литературную среду, а его творчество наполнилось мотивами из народной поэзии, сюжетами из русской и восточной истории.

Славянофилы, бесспорно, оказали на Л. А. Мея огромное влияние. Это было не просто временное увлечение или пристрастие поэта. Философско-эстетические взгляды этого творческого направления были очень близки Мею и созвучны его собственному мироощущению. Находясь «внутри» славянофильского течения, автор смог воплотить свой творческий потенциал в лучших литературных произведениях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru