Характерные черты жанра романса во второй половине XIX века

Материалы » Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века » Характерные черты жанра романса во второй половине XIX века

Страница 1

XIX столетие выдвинуло ряд новых национальных музыкальных школ. Крупнейшая из них – русская классическая школа. Ее расцвет наметился в первой половине и середине XIX столетия с появлением на музыкальном горизонте великого М.И. Глинки, а затем А.С. Даргамыжского.

Во второй половине XIX столетия и начале XX века русская классическая школа, продолжая дело, начатое Глинкой, вступает в пору своего наивысшего расцвета, утверждая мировое значение русской музыкальной культуры. В это время возвышаются корифеи русской музыки: композиторы «Могучей кучки» - М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и рядом с ними П.И. Чайковский. А несколько позднее – А.К. Глазунов, А.К. Лядов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.И. Танеев. Свой вклад внесли в развитие русского искусства А.Г. Рубинштейн, А.Н. Серов, Ц.А. Кюи.

Как уже говорилось, в XIX веке развивается русский классический романс. Романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему миру человека и к сокровищам народного искусства.

Романсом в старину называли песню на родном языке, в отличие от книжной литературы, писавшейся на латыни. Как жанр он возник в средневековой Испании, его расцвет пришелся на XVI-XVII вв. Там романс был лиро-эпическим стихотворением, написанным восьмистопным хореем. В ту пору произошло деление романсов по тематике на любовные, сатирические, шуточные. Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию. Англичане называли романсами и большие рыцарские поэмы, а французы - лирические любовные песни.

В качестве небольшого лирического стихотворения напевного характера на любовную тему романс проник в начале XIX в. в Россию и получил здесь широкое распространение. В отличие от французского, русский романс не включал в себя фольклорную песню. Различие между ней и жанром романса всегда сохраняется. И песня, и романс - небольшие лирические произведения смешанного литературно-музыкального жанра. Но песня может быть написана на фольклорный текст без автора, а романс пишется только на литературный текст, созданный поэтом.

Романс может существовать отдельно и как музыкальное произведение без слов, и как литературный текст, не положенный на музыку. Есть и другие различия: песня часто имеет припев, романс обычно лишен рефрена. Однако при всех различиях песня и романс содержат в себе много общего: строфическое строение, как правило, рифмованный стих. Но главное, им присущ напевный стих, наиболее приспособленный для пения.

Русский стих разделяется по интонации на три типа: декламационный, ораторский ("Погиб поэт, невольник чести ."), говорной, разговорный ("Мой дядя самых честных правил .") и напевный, мелодический ("На заре ты ее не буди ."). Так вот, романс использует напевный, мелодический стих, способный создать одно, непрерывно развивающееся, длящееся во времени мелодическое движение, подобное тому, которое выдерживает А.С. Пушкин в стихотворении К.*** ("Я помню чудное мгновенье .").

Содержание романса составляет счастливая или несчастная любовь. Глубокий подтекст человеческих отношений, переживаний романс доверяет угадывать читателю, в душе которого "дописывается" или "допевается" то, что хотел, но не сказал автор-поэт и что подразумевал, но не выразил композитор, если слова романса положены на музыку. Отсюда понятно, что текст часто состоит из привычных и встречающихся в поэзии выражений. Намеренной простоте содержания соответствует простота, ясность композиции.

В России романс первоначально возникает в дворянской столичной, а затем и в провинциальной среде. Он специально приспособлен для узкого круга лиц, которые посещают салоны и собираются на вечера. Там создается теплая домашняя атмосфера, и это способствует изъявлениям сердечных чувств.

Первые романсы носили преимущественно салонный характер, им была свойственна искусственность и самих переживаний, и их выражения. Но с течением времени романсы стали проще, любовные чувства стали передавать открыто и более ясно. Этому стремлению к естественности способствовали Дельвиг, Пушкин, Лермонтов, на слова которых крупнейшими композиторами были написаны романсы. Этот союз гениального слова и гениальной музыки принес свои плоды. Романс широко распространился не только в образованных слоях общества, но и стал достоянием разночинцев, мещан, простого люда, которые ценили в нем глубину чувства, искренность и сердечность.

Романс был обращен к каждому человеку, который испытывал горячую и сильную любовь или разочаровался в любви. Вечное чувство в его многообразии и конфликтах, волнующее и заставляющее страдать человеческое сердце, оставаясь содержанием романса, противостоит холодности, равнодушию и отчужденности, которые человек часто ощущает в реальной жизни.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru